Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лучше не думать о других людях ни хорошо, ни плохо — чем думать о них плохо»Еврейская мудрость
Из очерка "Основы".

Бог постоянно наблюдает за всем, что Он сотворил, и направляет каждое существо к той цели, для которой оно создано. Так как человек уникален, поскольку он может быть награжден или наказан за свои деяния, как это обсуждалось раньше, наблюдение и контроль по отношению к нему должно быть другим по сравнению с иными видами.

Наблюдение и контроль над любым из других видов имеет своей задачей лишь поддержать этот определенный вид в определенных границах и рамках, в которых хочет Бог. Таким образом, Он наблюдает за каждой особью вида только как за имеющей влияние на весь вид в целом, но не как за индивидуальностью. Особь просто выполняет свое предназначение поддерживать вид в целом. Однако это не относится к человеку. Кроме того, что каждый человек делает в качестве части человечества в целом, Провидение также интересуется им как личностью, ради его собственного блага. Таким образом, его лично судят за его деяния, и решение, которое выносится ему, относится именно к его поступкам и особенностям его положения.

Важно знать, что человеческие поступки делятся на две категории: первая категория — это поступки, которые умножают достоинство или ответственность (вину) человека, это категория добрых дел и грехов. Во вторую категорию входят все те действия, которые не влекут за собой какого-либо умножения достоинства или ответственности (вины), так как не имеют отношения к концепции благого дела или греха. Что касается всего связанного с благим делом или грехом в любом их проявлении, человек обладает полной свободой воли и Провидение ни к чему не понуждает его. Высший Суд наблюдает за всем этим и судит эти деяния, согласно их особенностям, учреждая наказания для каждого из них.

Относительно дел, которые не принадлежат ни к категории доброго дела, ни к категории греха, человек не отличается от многих других видов. В таких случаях он поступает согласно высшим Силам, одновременно поддерживая человечество в целом и получая (индивидуально) соответствующую награду или наказание.

Сам Бог смотрит за всем, судит всех и отдает распоряжения. Ангелы — его слуги, и каждому из них дается определенное задание. Они вызывают некоторые события в соответствующих сферах или осуществляют задания, касающиеся каждого отдельного человека, в соответствии с тем порядком воздаяния, что описан выше.

Нужно понимать, что Бог действительно знает все, ничто невозможно от Него утаить, и (так как Он все знает с самого начала) ничего нового он не узнает. Однако управление Бога и его суд над миром не основаны на этом Знании, они скорее основаны на системе правосудия, как Он этого захотел.

Эта система напоминает систему земных правительств, и дела рассматриваются в судах, состоящих из ангелов. (В процесс включены) свидетели, дающие показания, обвинители, ищущие правосудие, и адвокаты, защищающие в каждом отдельном случае. Для этих целей назначены ангелы, некоторые из них дают показания о том, что человек делал в физическом мире, другие обвиняют и защищают. Потом суд завершается согласно системе правосудия, честной и справедливой.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.