Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Празднуя Песах, мы каждый год выходим на свободу. А что после Песаха — пустыня?..

Темы: Испытание, 9 Ава, Песах, Праздники, Земля Израиля, Жизнь, Исход из Египта, Пустыня

Отложить Отложено

Шалом! Наш Песах это символ свободы еврейского народа, потому что еврей не может быть рабом, иначе он не вышел из Египта. Скажите, а как еврей может ощутить это освобождение? Когда мы празднуем Песах, в чём это свобода проявляется внутри? Какой Египет исчезает из еврея? А если и исчезает, то впереди «пустыня» испытаний? Или, если дальше Земля Израиля, то почему есть евреи, которые ещё не там, хотя Пасхальный Седер справлен? Где тогда освобождение, и от какого Египта? Сева

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Сева!

Вы верно пишете, что освобождение в Песах должно ощущаться нами здесь и сейчас. Что Песах — это не просто годовщина освобождения, произошедшего более трех тысяч лет назад, а новое освобождение каждый год.

В чем же оно заключается?

Как Вы тоже верно пишете, это, скорее, внутреннее освобождение.

Тора не случайно говорит, что Песах должен выпадать на весну. Так как природный цикл отражает духовный. Песах — весеннее «пробуждение» и «возрождение», начало нового времени года, нового пути.

Какой Египет исчезает из еврея? Египет на святом языкемицраим. Мудрецы толкуют это название как связанное со словом мецар, обозначающим узкое, тесное место. Такое, где человек ограничен и не обладает простором для действия. Освобождение оттуда — обретение простора, возможности расправить крылья.

Этому соответствует и этап природного цикла — весна, когда становится тепло, появляется новая листва, всё расцветает. Зимой всё было заморожено — заковано, а теперь лед тронулся, журчат ручьи и сердце тает, и даже пень березкой снова стать мечтает. В такую пору естественно чувствуется свежесть и обновление, оптимизм и желание отправиться в путь, что-то начать.

Что именно — зависит уже от конкретного человека. У каждого свои мечты, свои еще не реализованные планы. И, если есть возможность начать осуществление одного из них, — то сейчас самое время. Обрести какие-то новые знания или навыки, что-то совершить.

По еврейскому календарю после Песаха наступает не пустота, а период Сфират а-Омер — отсчет дней, по истечении которых отмечается следующий праздник — Шавуот, дарование Торы. Этот отсчет дней знаменует духовное продвижение, каждый день — очередная ступень. Так что сейчас самое время начать подъем, каждому к своей заветной вершине.

Но что, если впереди «пустыня» испытаний? Конечно, это может быть. У самих евреев, вышедших из Египта, испытаний в пустыне было достаточно, вспомним грех создания тельца (17 тамуза) и грех разведчиков (9 ава), события, которые произошли уже во вторую половину лета, когда возможны «перегрев», «сгорание» и «выгорание». Не всегда удается оставаться вечно молодым и свежим.

Но ведь никто не говорит, что поэтому на этапе молодости лучше вообще ничего не начинать. Если все так поступят, то наш мир быстро угаснет. В жизни каждого человека и общества должна быть фаза молодости и обновления, когда ощущается прилив энергии, стремление к свершениям — и вера в успех.

Даже если потом будет чувство «если бы молодость знала», все равно, по крайней мере, она что-то могла и что-то сделала. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Надо делать, а там, если будут испытания, то стараться их преодолевать, а если будут ошибки, то научиться на них, раскаяться и исправиться — это уже тема осенних праздников.

Наконец, что, если дальше — «Земля Израиля»? Что бы это означало в обсуждаемом нами контексте? Выйдя из Египта, евреи сначала провели много лет в пустыне. Это было следствием греха разведчиков, но имело и другой смысл: в течение всего этого времени евреи не были обременены заботой о выживании в этом мире (им с Небес посылался ман, а облака Славы, как и другие чудеса, защищали от врагов).

Они учили Тору и усваивали ее ценности и уроки жизни под руководством Моше. Другими словами, это была «школа», место учебы. Придя в Землю Израиля, они получили свои земельные наделы, на которых могли выращивать урожай и жить своей жизнью, но уже — соблюдая Тору. То есть это был переход от «студенчества» к «взрослой жизни». Переезд из «общежития» в собственный дом. Получив воспитание и образование, люди должны были начать саму жизнь, применяя выученное на практике.

Хотя это был дальнейший, более «взрослый» этап жизни, к которому люди обычно естественно стремятся, в чем-то он был менее радостным и привлекательным: когда люди оглядываются назад, дорога к цели часто оказывается более волнующей и завораживающей, чем жизнь после достижения самой этой цели. Легче что-то изучать в теории, чем выполнять на практике. В пустыне евреи находились в сверхъестественном, чудесном состоянии, «на Небесах», но, придя в Землю Израиля, должны были «спуститься на землю».

Соответственно, и в том пути, о котором мы говорим, «вступление в Землю Израиля» означало бы окончание этапа чистого обучения, обретения каких-то знаний или навыков и начало использования их на практике. Окончание процесса реализации каких-то планов и переход к дальнейшей жизни на основе достигнутых результатов. Разумеется, конкретика зависит от того, в чем именно заключалось продвижение, не все можно загнать в простую формулу.

Но в целом, как сказано, это скорее дальнейшее испытание: понимать, что после осуществления планов, после достижения результатов наступит не какой-то рай, а следующий этап жизни со своими вызовами и проблемами. К этому надо быть психологически готовым, чтобы потом не разочаровываться и не падать духом: «И это всё?!», «А где же счастье?!» А спокойно идти дальше, осознавая, что переход на новый уровень состоялся, оценивать этот переход по-взрослому, а не по-детски.

Наконец, почему есть евреи, которые, вроде бы, еще не освободились от своего «Египта» или еще не пришли в свою «Землю Израиля»? Никак не изменились, не избавились от прежней ограниченности, не начали новый путь, не достигли какой-то цели?

Во-первых, не нам судить других. Мы можем не знать, какие они испытывают соблазны, что переживают. Не все процессы, которые проходит человек, заметны другим. Это его личное дело, его путь, по которому его ведет Б-г, и только Он может быть ему судьей.

А во-вторых, конечно, не всем всегда всё удается и не все всегда делают правильный выбор. Как и во многих других случаях, Песах, весна — это возможности, которые надо использовать, но этот выбор должен сделать сам человек. Решить и решиться. Если воспользуется шансом, то может чего-то достигнуть. Не воспользуется — так и останется там, где был. Но опять же, каждый может судить и оценивать лишь собственное продвижение.

Если же Ваш вопрос буквально о Земле Израиля: почему после Исхода из Египта и вступления в Эрец-Исраэль так много евреев сегодня вновь живет за ее пределами, то ответ такой. Помимо описанного нами ежегодного природного и духовного цикла, начинающегося каждую весну, есть и другие циклы, в том числе и общеисторический.

В этом цикле этап Исхода из Египта и освоения Земли Израиля до построения Храма был «весной» — освобождением и движением вперед, восхождением на вершину. Но потом наступил этап «позднего лета» с его «перегревом» и испытаниями, приведшими к разрушению Храма (9 ава) и изгнанию — утрате как физической мощи и государственности, так и духовного уровня. На этом этапе мы находимся и по сей день: через многое нам пришлось пройти, много уроков извлечь, выживать несмотря ни на что, и этот путь еще не кончен.

Но это — в масштабе общеисторического цикла. В том же, что касается ежегодного празднования Песаха, то здесь, как сказано, каждый год предоставляет отдельный шанс пройти подобный цикл. Познать что-то новое, чего-то достичь, как-то вырасти.

Чего нам всем и желаю!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше