Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Дни Машиаха — это продолжение земной истории, все законы природы сохранят своё действие, но только восстановится царство в Израиле»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 9, 2

У детей Ишмаэля награда в тысячи гектаров и тысячи литров нефти только за их обрезание?

Темы: Награда, Земля Израиля, Ишмаэль, Брит мила, Еврейская история, Значение слов в Торе, Рав Меир Мучник, Материальные блага

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый Рав. У меня есть к Вам вопрос. У детей Ишмаэля награда в тысячи гектаров и тысячи литров нефти только за их (и то неполное) обрезание. А где же награда сынам Исраэля? Заранее спасибо! Ицхак

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Ицхак!

Если честно, не совсем понял, откуда у Вас информация, что награда за неполное обрезание Ишмаэля это тысячи гектаров земли и нефть. Может быть, дадите ссылку, тогда посмотрим. А пока что известные лично мне источники говорят, что наградой за обрезание являются не все те земли и ресурсы, а маленькая и святая Земля Израиля.

Предписывая обрезание Аврааму, Б-г четко разъяснил условия союза («завета»), который Он с ним заключал: «И я дам тебе и твоему потомству после тебя землю твоего проживания, всю землю Кнаан в вечное владение» (Берешит 17:8).

А что касается Ишмаэля, то Зоар (Ваэра 32а) говорит: ангел Ишмаэля предстал перед Б-гом и потребовал награды для своего подопечного за то, что и он сделал обрезание, пусть и неполное. И Б-г согласился: хорошо, за неполное, «пустоватое» обрезание Ишмаэль удостоится временного проживания на Земле Израиля, когда она будет пустынной во время изгнания сынов Израиля. Но потом они вернутся, и сынам Ишмаэля придется ее уступить.

И текущие события довольно ярко свидетельствуют о том, насколько Ишмаэлю нравится последний пункт. Похоже, и он понимает: все тысячи гектаров земли и литров нефти, которые у него имеются в других местах, ничто по сравнению с этой маленькой Землей Израиля. Так что нам завидовать Ишмаэлю нет никакого смысла: нам досталось самое большое сокровище, и проблема, скорее, в необходимости постоянно отбиваться от претензий, бомб и ракет Ишмаэля, который никак не может с этим смириться.

Почему такая маленькая земля дороже других, гораздо бОльших по размеру?

По той же причине, по которой и народ Израиля, несмотря на малочисленность, постоянно оказывает «непропорционально большое влияние» на мировые события. Ведь земля соответствует народу, который на ней проживает. Раши в начале главы Шлах (Бемидбар 13:18) приводит слова мудрецов: «Одни страны выращивают сильных, другие слабых и т д.» То есть земля это не просто почва и собственность, она в буквальном смысле «выращивает» и «строит» живущих на ней людей, вскармливая их своими плодами. И они это чувствуют, и относятся к ней как к «матери».

По словам мудрецов (см. раби Менахем Реканати, гл. Ноах), когда Б-г разбил человечество на 70 (основных) народов, Он также разделил землю на 70 стран. Эти народы и страны управляются семьюдесятью ангелами. И только один народ Израиля и его земля управляются непосредственно Всевышним.

Если обратите внимание, Земля Израиля находится на стыке Запада и Востока. И в самом еврейском народе тоже две ветви: «западная» ашкеназы, которые были в изгнании в разных странах Европы, Америке и России, и «восточная» сефарды, жившие в разных арабских странах. Известно также, что две мировые религии западное христианство и восточный ислам ответвились в разные стороны от общего корня иудаизма.

Получается, что еврейский народ и его религия, и его земля это центральный «ствол», а от него в разные стороны отходят ветви. Семьдесят основных ветвей, которые можно также рассматривать как два основных направления, Запад и Восток, указанные, соответственно, Эйсавом и Ишмаэлем.

Ствол всегда занимает гораздо меньше места, чем ветви, он стоит в центре, а они распускаются в разные стороны. Но в то же время ствол плотнее ветвей и является их источником, в нем заложено все, что потом ответвится и разовьется, он оказывает на них решающее влияние. Вот и евреи такие и Земля Израиля тоже. Вроде бы, маленький клочок земли, но, если судить по частоте упоминания в новостях и по жару, с которым спорят, как ее лучше поделить, создается впечатление, что речь идет о какой-то сверхважной и сверхбогатой ресурсами земле. Ибо в духовном плане такая она и есть, ствол он плотный. Это стратегический объект, очень важно, кто его контролирует. Духовный «пучок небоскребов» посреди просторной «одноэтажной Америки»: угадайте, где лучше владеть собственностью.

Сами арабы при обмене пленными настаивают, чтобы за одного еврея давали тысячу арабов. Поразительно: ведь если бы такую цену установили мы, нас, конечно, обвинили бы в расизме, как американцев, которые изначально установили, что черный раб равен трем пятым свободного белого. Но ведь это сами арабы настаивают на такой цене, согласно которой один из них равен тысячной доле еврея! Соответственно, такова цена и всем тысячам гектаров, доставшимся Ишмаэлю, в сравнении с нашей землей.

А что касается нефти, тут представляется, что как раз этот дар Ишмаэлю подходит именно по его характеру.

Отличие Ишмаэля и его Восточной ветви от Эйсава и его Западной ветви заключается в следующем: Ишмаэль унаследовал и развил мягкость, любовь и гостеприимство своего отца Авраама, основателя еврейского народа, но не уравновесил их строгостью и дисциплиной. Эйсав, наоборот, унаследовал последние качества от своего отца Ицхака, но не уравновесил их мягкостью и любовью и к другим людям, и к Б-гу. В результате каждый уклонился в свою крайность.

Эйсав-Запад упорядочен, дисциплинирован и трудолюбив, но может оказаться слишком холодным, жестоким и высокомерным, приписывать свой успех собственным усилиям, а не помощи Б-га. Имя «Эйсав» образовано от слова асия «действие». Эйсав действует, работает, добивается результатов, но не очень любит обращаться за помощью к Б-гу и благодарить Его.

Ишмаэль-Восток наоборот, эмоционален и способен на любовь к Б-гу, но в то же время слишком дик, разнуздан и недисциплинирован, чтобы самому организоваться и что-либо построить. Имя «Ишмаэль» означает «услышит Б-г». Ишмаэль верит в Б-га и молится Ему, но при этом желает только, чтобы Б-г услышал его просьбы и дал ему все «на тарелочке». Сам он трудиться не хочет и не умеет.

«На Б-га надейся, а сам не плошай» эти слова Эйсава на самом деле адресованы Ишмаэлю. Тот, в свою очередь, мог бы ответить Эйсаву: «Сам не плошай, а на Б-га надейся». И оба будут правы нужно найти правильное сочетание собственных усилий и надежды на Б-га, к чему и стремятся оставшиеся «на золотой середине» евреи.

Так или иначе, Б-г, зная характер разных людей и обществ, населяющих Его мир, дал каждому то, что ему подходит. Западу-Эйсаву дал землю, не всегда богатую ископаемыми, но плодородную, на которой можно выращивать урожай если потрудиться, что Эйсав делать умеет. А также и в целом ум, изобретательность и предприимчивость, в результате чего Эйсав, даже не обладая богатыми ресурсами, умудряется построить развитую цивилизацию. Такая ведущая страна мира Эйсава, как Германия, бедна ресурсами, но известно, на что она способна, когда приложит свой ум и трудолюбие к военному делу (и геноциду), и на что когда приложит их к экономическому развитию.

Ишмаэлю же, наоборот, Б-г дал землю, в основном, неплодородную (с сухим климатом в придачу), но богатую одним о-о-очень важным ископаемым нефтью. Ишмаэлю обилие плодородной земли не поможет он все равно не сумеет организовать трудоемкое выращивание урожая на должном уровне. Все, что ему надо, добыть нефть из-под земли и продать. Часто даже не он сам добывает (или изначально организует добычу), а западные компании ведь без труда не вытащишь и рыбку из пруда, и нефть из скважины тоже. Так Б-г посылает Ишмаэлю пропитание на той самой тарелочке.

Но разве это справедливо?

Да, потому что на самом деле всему есть цена. Ведь, как известно, строить экономику на добыче и продаже сырья, особенно нефти, не самый здоровый способ. Он плохо стимулирует развитие. Человек, которому слишком многое в жизни достается даром, от других, так и не научится сам трудиться, думать, находить решения, изобретать. Если его повсюду таскают на ручках, его собственные мускулы атрофируются и он останется неполноценным. Понятно, что будет, если, скажем, упадут цены на нефть. Но и пока не упали, процветание такого человека нельзя в полной мере назвать его собственным достижением. А человек все-таки создан для того, чтобы с Б-жьей помощью самому трудиться, изобретать, созидать и обретать ни с чем не сравнимое чувство достижения и полноценности.

Отсюда все разговоры о том, что нефть отчасти благословение, а отчасти проклятье, что вредно вечно сидеть на нефтяной игле, лучше с нее слезть.

(Как известно, подобные разговоры ведутся и о России, и в ней действительно есть элемент Востока. Но она в то же время часть христианской цивилизации, и с ней не все так просто это отдельный разговор).

Так что нефти Ишмаэля тоже не стоит завидовать. Она дана ему в соответствии с его характером, но сам характер от этого не обязательно улучшается, и идеалом человеческого существования его жизнь не назовешь.

Будем развивать собственный характер, стремиться к правильному сочетанию труда и достижений с одной стороны, и скромности, любви к людям и к Б-гу, с другой. И наслаждаться своей Святой Землей, каждый гектар которой стоит тысячи в любом другом месте.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше