Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Учусь у Лайтмана, но ощущаю, что должно быть что-то другое…

Темы: Смысл жизни, Каббала, Лайтман, Изучение Торы, Рав Ашер Кушнир, Поиск истины

Отложить Отложено

Здравствуйте! Я обращаюсь к вам с вопросом, очевидно, не новым для вас. Но тем не менее. Я более 8 лет слушаю уроки Михаэля Лайтмана, вхожу в группу, активно участвую в общей жизни, следуя общим советам. Однако постепенно накапливается очень много внутренних противоречий и вопросов, которые требуют понимания и разъяснения. Поэтому решила обратиться к вам и услышать ваше мнение. Свою учебу у Лайтмана я начала с огромной радостью и энтузиазмом, это было действительно огромным открытием и выходом из образовавшегося тупика. Казалось, все стало на свои места, все получило объяснение, мир вновь окрасился радостными красками, но после 6-7 лет учебы, что-то стало меняться. Требования стали превышать возможности. Усложнялось все тем, что мой муж не учился вместе со мной, и я, как могла, старалась уравновесить все стороны и все интересы. Постепенно проблемы стали касаться в той или иной степени всех сторон жизни — и материальной, и семейной, и социальной, начались внутренние сомнения и выяснения. В чем-то эти состояния получали объяснение на уроках под общим названием «борьбы с эгоизмом и со своим злым началом», надо сказать, что борьба становилась очень тяжелой, к тому же жертвами этой борьбы были близкие мне люди, наши взаимоотношения, дом. Вокруг тоже происходило много событий, которые заставляли задуматься. Но оставлять обучение и участие в общей работе по распространению очень сложно, поскольку понимаешь, что окажешься опять один на один с этим миром в его движении, погоне за деньгами, лжи, пустоте, собственно, тем, от чего с радостью ушла к Лайтману. Однако и с продолжением учебы тоже много вопросов: стала меняться содержательная часть уроков, повышается требовательность к постоянному выполнению внешних действий в распространении. Ощущение, что все запутывается и тобой манипулируют. Но, с другой стороны, я не представляю, как смогу вычеркнуть из жизни желание глубже узнавать традиции и законы еврейского народа. Изначально я ощущала, что даже на том, самом начальном уровне, они живут во мне, еще не озвученные — звучат. Я попала в свой потерянный мир. С одной стороны, я очень благодарна Лайтману, что он открыл для меня и таких, как я, эту дорогу, но дальше? Я ощущаю, должно быть что-то другое, а не то, куда он ведет свою группу и как строит общую политику. Много несогласий и внутренней критики, мне стало все меньше и меньше это подходить. Но что же дальше, в чем может быть продолжение? Буду безмерно благодарна, если получу ответ. Спасибо! Т.

Отвечает рав Ашер Кушнир

Уважаемая Т.!

О проблеме, которую Вы описываете, приходится слышать всё чаще. Да, Вы не первая, кто прошёл период большого увлечения Каббалой и неизбежного разочарования. Оказалось, что пробудить искру духовности в душе ищущего человека «новым каббалистам» удаётся, но направить её куда-либо, кроме как на организацию такой же проблемы другим людям, не получается.

Любой думающий человек на каком-то этапе жизни начинает задавать вопросы о смысле своего существования. Часть придумывают ответы сами себе и, успокоившись, тут же их забывают, другие ищут ответа в философии, но, обнаружив путаницу и многообразие подходов, решают, что ответа на этот вопрос не существует. Поэтому, столкнувшись с Каббалой, которая даёт ясные ответы на все основные вопросы человеческого бытия, человек ощущает большое желание её изучать. Учёба начинается с большого воодушевления и может продолжаться много лет, пока завораживающие тайным смыслом тексты остаются недоступны ясному пониманию. Но на каком-то этапе умозрительного постижения «смысла своего существования» неизбежно приходит разочарование. Человек заходит в тупик, ведь тексты стали понятнее, знания уже накоплены, смысл теории прояснился… а что с ним делать?

На что это отчасти похоже? Приведу вам притчу. Однажды на далёкий и безымянный остров, населённый туземцами, страдающими от голода и болезней, прилетает огромный воздушный шар. Он вызывает всеобщее любопытство, но лишь некоторые из туземцев решаются его исследовать. После многих усилий и трудов им удаётся понять его устройство и предназначение. Оказывается, это чудо-юдо способно поднять на воздух людей и перенести их в места, где есть пища и спасение. После этого сенсационного открытия исследователи решили… повсеместно открыть кружки по изучению воздушного шара. Многие откликнулись и начали его упорно изучать. Поначалу мудрость, воплощённая в летательном аппарате, их удивляла и восхищала, но через определённое время появились те, кто осмелился задать напрашивающийся вопрос: а когда полетим? Если воздушный шар может нас спасти, то почему бы этим не воспользоваться? В ответ на этот вопрос им предложили открыть и возглавить ещё один кружок по изучению воздушных шаров…

Надеюсь, абсурдность ситуации, в которой Вы и многие другие оказались, очевидна. Вам предлагают путь в никуда, и интуиция Вас не обманывает: всё умозрительное изучение Каббалы должно иметь какое-то логическое продолжение.

Ответ на Ваш вопрос, а «что же дальше», то есть, как двигаться в сторону осуществления цели своего существования, находится там, откуда Каббала была украдена, в Торе. А там точка отсчёта всех рассуждений — Творец.

Если Вы принимаете, что есть Творец и Вы являетесь творением, то самым простым определением цели пребывания человека в этом мире является исполнение Воли Творца. Это Воля изложена в Торе, во внешней и внутренней форме.

Внешне это выражается в форме «ветвей», то есть в простом содержании Торы и её 613 повелений. Внутри то же самое содержится в абстрактной форме «корней», содержащихся в Каббале. При этом Каббала, хотя и детально разбирает, что стоит за содержанием и повелениями Торы, но… без конкретного практического исполнения — смысла, сама по себе, не имеет. Например, ХЭСЭД, ГВУРА и т.д. никак чисто в теории не могут быть осуществлены. Сколько ни гоняй их в уме, никакого милосердия или правосудия в мире не возникнет, необходимо участие и души, и тела.

И именно это Вы почувствовали…

Попытка умозрительного изучения каббалистических текстов даёт наслаждение разуму, но оставляет без изменений как основную, требующую исправления часть души — человеческие качества, так и телесные желания. И если, строго следуя рецептам Торы, попробовать поэкспериментировать со своей душой и телом и действовать согласно разуму, вопреки желаниям и привычкам, то перед Вами откроется совершенно другой пласт жизни, в котором душа найдёт удовлетворение и сможет реализовать смысл своего существования.

Итак, Вам не требуется «вычеркнуть из жизни желание глубже узнавать традиции и законы еврейского народа», надо просто начать жить согласно традиции и законам еврейского народа.

Дай Б-г Вам мудрости и сил найти свой путь в той непростой ситуации, в которой Вы оказались.

Всех Вам благ, с уважением, Ашер Кушнир

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше