Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Смотрю на индусов и буддистов... все убеждения стали подкашиваться...

Темы: Йога, Иудаизм, Религия, Истина, Рав Ашер Кушнир, Монотеизм, Предназначение, Буддизм, Самосовершенствование, Самообладание

Отложить Отложено

Здравствуйте, рав! Я давно в силу своих религиозно-философских интересов изучаю религии Востока. Особенно последнее время меня занимают мистико-аскетические практики индусов (йога и медитация). Честно говоря, у меня все убеждения стали подкашиваться. Я в смущении. Все мы знаем, что только знание истинного Б-га, только истинная вера, жизнь по заповедям преображают человека, позволяют ему бороться с грехами, с дурными склонностями, наполняют его радостью, светом и покоем. Но очевидно, что жителям Индостана на протяжение более 4 тысяч лет не был открыт истинный Б-г и подлинный путь к Нему, но это нисколько не лишило их духовного развития, прозрений, дарований. Индийские йоги-аскеты могли по 300 раз в день восхвалять Кришну или Шиву (по сути, несуществующих богов), могли от юности своей отказаться от вступления в брак и загубить свой дар любви к женщине, они творили бескорыстные дела милосердия и любви, они посредством медитации могли исцелять свое тело от болезней, не собираясь смиряться со своими недугами как наказанием за что-то или как полезным благом для того, чтобы человек поменьше грешил. И самое пугающее, что всем известны феноменальные способности йогов останавливать сердце и отключать мозг на какое-то время! Знаете, я в жизни не видел никогда, даже среди праведных евреев и многих христиан, таких просветленных сияющих лиц, как у йогов-аскетов, как будто они вообще уже не в этом мире… Чем это обусловлено? Не могу понять. И в отличие от нас они не мучаются своими житейскими вопросами, не молятся, не просят Всевышнего о помощи. Они все, что нужно, берут сами, используя силу «бога» внутри себя. Значит, получается, можно и без Б-га свою жизнь преображать?! Вы меня извините за такой накал эмоций, но меня просто измучили эти вопросы. Я привык жить в своей монолитной однополярной идеологии, я всю жизнь иудей и всегда считал, что истина только такова, какой ее рисует моя религия. А когда посмотришь на индусов, на буддистов, джайнов и шаманов, у которых и без Б-га удивительные достижения, и без Торы, и без наличия семьи, то естественно встает вопрос: а для чего вообще мы восприняли один единственный религиозный путь, когда путей к преображению и общению с Всевышним много? Давид

Отвечает рав Ашер Кушнир

Уважаемый Давид!

Вы поднимаете непростой вопрос, который «подкосил» уже не одного еврея. Действительно, на первый взгляд, достижения индусов восхищают и очаровывают, как, впрочем, и все остальные духовные практики Востока.

Прежде, чем дать Вам ответ, поделюсь личными наблюдениями. Несколько лет назад в нашу йешиву пришёл новый парень. Он приехал прямо из Индии, выглядел не совсем обычно, и, естественно, всем стало интересно, что именно побудило его поменять взгляды и вернуться к своим духовным корням. И вот такую историю он рассказал.

Как и многие израильтяне, он приехал в Индию после армии, и близкое знакомство с практикой йоги привело его в полный восторг. Его, как и Вас, поразили просветлённые лица аскетов, их полный контроль над своим телом, способность остановить биение сердца и т.д. Он решил остаться и стал у них учиться, подражать, и так прошло несколько лет, пока он однажды не столкнулся с уникальным случаем: одному из йогов удалось не сдвигать палец со стола в течение трёх недель. Это его поразило! Какое самообладание!

Но, по-видимому, еврейская критичность у него осталась, и вдруг изнутри всплыл вопрос: а для чего!? Для чего надо было месяцами держать палец на столе, со всеми сопутствующими неудобствами и проблемами!? Когда он не получил вразумительного ответа, у него пробудился вопрос и по поводу остальных достижений в сфере власти над телом. Ну, хорошо, добился. Молодец! Доказал себе и другим, что могу остановить сердце, ну и что? Для чего это необходимо?

И вдруг в один момент он осознал всю бессмысленность этих занятий. А для чего себя изводить аскетизмом? Для чего и кому надо это доказывать? Ведь самоконтроль, сам по себе, как самоцель, смысла не имеет. Если впрок, то есть, к примеру, готовить себя всю жизнь к возможности самоизлечения, то как расценивать ситуацию, когда такой йог так ни разу и не заболеет? Так неужели только этому надо посвятить всю жизнь?

И тут он задумался и над общей идеей практики не только индуизма, но и всех остальных восточных «религий»: буддизма и его видоизменений, конфуцианства, даосизма и т.д. Что они в конечном итоге предлагают человеку? Разные возможности избавления от «страдания», и указывают на путь к «спасению».

Но ведь на Западе решают те же проблемы совершенно по-другому, без аскетизма и самоконтроля, а как раз наоборот. Во избежание телесных страданий были предприняты все усилия, чтобы пищи было в полном достатке, жизнь проходила в безопасности, условия жизни были максимально комфортабельны и т.д. Во избежание душевных страданий была создана целая индустрия развлечений. Для кого же этого окажется недостаточно, была построена система здравоохранения, психологическая служба, изобретены эффективные лекарства. Кому и это не поможет, сможет заглушить свои страдания спиртными напитками, в крайне случае наркотиками, работает безотказно.

Так почему я должен следовать рецептам с Востока, а не с Запада? Верно, что духовности на Востоке больше, а вот веселья и удовольствий больше на Западе.

И на Востоке, и на Западе люди придумали много путей, как облегчить себе жизнь, но какой из этих путей верен, ведь у каждого своя относительная истина?

И тут он сделал ещё один шаг в рассуждениях. Конечно же, жизнь по-индусски преображает человека, меняет, но для чего? Индусы, как и приверженцы остальных восточных «религий», не считают это бесцельным и объясняют это тем, что следующее рождение (перевоплощение) будет лучше, с последующим освобождением от круговорота рождения и смерти. Но кто сказал, что это действительно так, что это истинно? Только потому, что какие-то люди в глубокой древности поведали это в Ведах? Почему я должен верить им и всем, кто следовали этой идее?! Ведь ни Будда, ни Лао-Цзы, ни Конфуций не утверждали, что были пророками и что получили эти знания от Высшего Разума…

После подобных рассуждений этот парень первым же самолётом вернулся в Израиль и сразу приехал в йешиву. Вот такая история, и это отчасти поможет дать ответ и Вам.

Вы задаете правомерный вопрос: как может быть, чтобы человек сам, своим умом дошел до желания себя изменить, стать более духовным и, более того, чтобы это ему удалось гораздо лучше, чем тем, кто утверждает, что получил подобное повеление от самого Б-га?!

Чтобы Вам ответить, надо немного расширить и прояснить рассказ того парня.

«Религии» Востока появляются как реакция на стремление человека найти путь к спасению и освобождению. Так, кропотливым трудом незаурядных личностей, были созданы воззрения буддизма, конфуцианства, даосизма и их многочисленных видоизменений и разветвлений, как то дзэн-буддизм, джайнизм, синтоизм и тому подобные. В Индии древние Веды указывали на подобные же цели. И на пути к ним каждая из «религий» развила колоссальные учения о духовном строении мира и человека, разработала изощрённые и подробные методы духовной практики, исполненные величайшей человеческой мудрости. Но ни в одной из них не присутствует:

  1. Творец, ясно и строго требующий от человека осуществления той цели, для которой Он его и сотворил.
  2. Пророк, обращающийся к народу от имени Творца.
  3. Попытка доказать и отстаивать свою истинность, даже относительную. Хотите — принимайте, хотите — не принимайте.

Другими словами, духовную практику Востока придумали люди, поэтому она никак не может претендовать на абсолютную истинность.

Поэтому и поставленная ими цель — освобождение человека от страдания — истина относительная. Это не более чем мнение неординарных людей прошлого, которые полагали, что этому стоит посвятить свою жизнь[1].

Страдания человеку приносят неосуществлённые желания тела и души. Поэтому подавление, в каком-то смысле, умерщвление телесных инстинктов и исчезновение душевных потребностей является центральной задачей этих «религий», где вершина — освобождение от всех желаний, достижение так называемой нирваны. То есть, человек понял, что телесные и душевные желания — это зло, которое надо подавить.

По-видимому, это вершина того, что человек может сам придумать, в то время как Творец, через пророков, указал на совершенно другой путь и смысл человеческого существования. Телесные и душевные желания следует не подавлять, а силой разума контролировать, чтобы быть способным направить их на Добро.

В мире нет зла самого по себе. Материальный мир, телесные желания, человеческое общество не являются злом, который надо подавлять или от которого надо устраняться, уходя в горы, леса и монастыри. Творец — абсолютное Добро, и от Него может исходить только Добро. Всё, что есть в мире, было сотворено для Добра, и только человеку, ради его свободного выбора, была дана возможность использовать всё и для зла. Это и составляет испытание человеку, чтобы он сам захотел свои приземлённые желания контролировать и направлять не на зло, а на Добро.

В соответствии с этим, в еврейской жизни жизненный путь устанавливает не желание человека, а повеление Творца. Только Творец может указать на цель Своего творения, «для чего жить», и требовать её реализации. Эта цель записана в Торе, сообщена через пророка Моше. Для её достижения Тора обязывает еврея соблюдать заповеди, цель которых — исправление человека. Только они ведут к истинному совершенству, а не то, что придумает себе человек.

Только Творец может повелеть не жить в уединении, в лесах и пещерах, а жить среди людей, где гораздо сложнее сохранить человеческий облик. Только Творец мог повелеть жить в мире материальном, но при этом строго блюсти границы его использования, предоставляя, тем самым, человеку возможность духовного совершенствования. Только Творцу дано определить, какую пропорцию духовного и материального мы должны выдерживать в жизни.

Человек, конечно же, может свою жизнь преобразить и без Б-га. Но это произойдёт только согласно его же выдумке, без каких-либо ориентиров проверки истинности усилий и их конечного результата.

Духовная практика Востока впечатляет, но в перспективе поиска смысла жизни — бессмысленна. Если власть над своим телом превращается в самоцель, то, в конечном итоге, это ни к чему не приводит. Ведь все действия человека направлены не на альтруистичное выполнение Воли Творца, а на удовлетворение своих же эгоистичных желаний. Живя в уединении, можно добиться удивительных достижений в области контроля над телом, но от этого высокомерное Эго может только раздуться.

Да, их лица духовнее, но глаза бессмысленнее…

А Вам как еврею надо знать, что соблюдать повеления и учить Тору по-настоящему, как Творец требует, гораздо сложнее, чем вся духовная практика Востока. Произносить мантры неизмеримо легче, чем сосредоточенно молиться каждый день.

Поэтому тот, кто удостоился жить полной духовной жизнью по Торе, не испытывает никакого восторга перед успехами восточной духовности.

Это вкратце ответ. Всех Вам благ.

С уважением, Ашер Кушнир


[1] А если же утверждать, что на самом деле, цель более высокая — достижение более просветлённого духовного состояния и надежды, что следующий приход в мир будет более удачным, то, как выше было упомянуто, и это не абсолютная истина, постигнутая пророком от самого Творца, но истина, предложенная людьми.

Материалы по теме

Чтобы понять и постичь 35. В чем отличие иудаизма от других основных мировых религий?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Иудаизм — монотеистическая религия. Она не только проповедует самосовершенствование, но и призывает помогать ближнему.

Я познал Каббалу, что делать дальше!?

Рав Ашер Кушнир

Я изучаю каббалу уже лет 5…

Два хасида и гуру

Переводчик Виктория Ходосевич

В душе каждого еврея живет пинтэле йид, особая искра, которая никогда не гаснет. Как бы далеко ни отошел еврей, сбившийся с пути, как бы громко ни отвергал свое еврейство, как бы ни отворачивался со стыдом от своей еврейской души — пинтэле йид всегда жива и готова вновь стать огнем. Но у каждого еврея есть и «помощники», которые изо всех сил стараются этому помешать. Иногда это страх, иногда — эгоизм, иногда — самодовольство.

Гитель Итахова

Если я только за себя, то кто я?


Он был ближайшим советником персидского царя Дария, но, узнав, что иерусалимская община приходит в упадок, Нехемья попросил царя послать его в Иудею, чтобы помочь восстановить ее. Читать дальше