Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Заповедь влечёт за собой заповедь, а грех влечёт грех»Пиркей Авот 4, 2
По материалам газеты «Истоки»

Последний из девяти трактатов четвертого раздела Мишны — Незикин. Представляет собой сборник изречений танаев, мудрецов Торы, живших между 3 веком до н.э. и 3 веком н.э. Многие считают, что название можно перевести как «Поучения отцов», понимая под «отцами» самих авторов высказываний, приведенных в сборнике. Другие трактуют название как «Главы основных положений (существующей мудрости)», исходя из многозначности еврейского слова «ав» (отец, источник, основание).

Основное содержание — этическое учение, а также те пути, которыми следует идти человеку. В Талмуде сказано (Бава Кама 30а): «Тому, кто хочет быть праведником, надо поступать согласно трактату Авот». Кстати, в отличие от остальных трактатов Мишны, трактат Авот не прокомментирован ни одним из Талмудов — ни Вавилонским, ни Иерусалимским; причина — в том, что он занимается не детализированным изучением заповедей Торы, а так называемой «житейской» мудростью, корень которой, впрочем, тоже лежит в получении Торы пророком Моше. Не случайно трактат так и начинается: «Моше получил Тору на Синае и передал ее Йеошуа бин Нун…» и т.д., восстанавливая цепочку передачи Торы в поколениях.

Содержит шесть глав (шестая целиком заимствована из Барайты). Содержание можно разделить на три части: первая глава и 14 параграфов второй главы — высказывания мудрецов, начиная с Шимона Ацадика и кончая учениками раби Йоханана бен Закай; с 15-го параграфа второй главы и до конца четвертой главы — высказывания, объединенные общностью тем; пятая глава — большей частью анонимные афоризмы агадического характера; шестая глава — сборник высказываний мудрецов, в которых они славят Тору и тех, кто посвятил себя ее изучению.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.