Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
15-е число месяца шват. Новый год деревьев. «Ту» — 15 (числовое значение буквы тет — 9, буквы вав — 6), «би-шват» — «в месяце шват».

Известно, что в еврейском году четыре «начала»:1-е нисана — собственно начало всего года, а также начало отсчета лет царствования еврейских царей и начало порядка праздников в году; 1-е элуля — начало года во всем, что касается возраста скота (для подсчета десятин, которые брались от приплода стада в пользу Храма); 1-е тишрей — День Суда для всего живого, а также начало очередного года в цикле «шмиты» (субботних лет), возраста деревьев относительно «орлы» (запрета пользоваться плодами деревьев, не достигших трехлетнего возраста) и начало нового года для отделения десятин от овощей и зерновых культур; наконец, 15 швата — начало года для отделения десятины от плодов фруктовых деревьев.

Все плоды, завязь которых образовалась до 15 швата, считаются урожаем прошлого года. Плоды, которые завязываются после этого числа, относятся к будущему урожаю. От таких урожаев отделяют десятину, не смешивая плоды одного года с плодами другого. Срок установлен мудрецами по той причине, что к этому дню успевает выпасть большая часть зимней нормы осадков и на деревьях появляются новые завязи. (Завязью, по Талмуду, называется плод, достигший трети своего нормального размера).

Ту-Бишват — день фруктов. В этот день принято есть фрукты Земли Израиля, чтобы подчеркнуть любовь к заповедям Торы, связанным с ней. Стараются отведать хотя бы один новый плод, чтобы произнести браху «шеэхеяну». Семью видами растений славится Страна Израиля, пять из них — фрукты: маслина, финик, виноград, инжир и гранат.

Этот день определяет, каким быть будущему урожаю. Сказано в Торе (Дварим 20): «Человек — словно полевое дерево». Поскольку мы зависим от продуктов земли, то в этот день как бы решается и наша судьба. (Кстати, отсюда обычай не стричь мальчиков до трехлетнего возраста — по аналогии с запретом на урожай деревьев в течение первых трех лет.)

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»