Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Месяц Шват

Шват — одиннадцатый месяц года, если считать с Нисана, и пятый, если считать с месяца Тишрей, от Рош аШана [еврейского новолетия].

Тора и ТаНаХ называют его «одиннадцатым месяцем».

Новомесячье Швата продолжается только один день, поскольку предшествующий ему месяц Тевет всегда неполный. Соответственно, месяц Шват всегда полный и продолжается тридцать дней.

Швату соответствует созвездие Водолея (на иврите Дли — «ведро»). В Торе сказано (Бамидбар, 24): «Переполнятся его [Израиля] ведра водой…»

Поскольку к месяцу Шват обычно выпадает большая часть дождей, то водоемы в это время полны водой; поэтому воду не приходится зачерпывать в глубине колодцев — ведра и так поднимаются переполненными…

Первого Швата Моше (пророк Моисей), находясь в степях Моава, на восточном берегу реки Иордан, начал читать Израилю Книгу Дварим («Второзаконие»), полную горьких, но справедливых упреков — ведь евреи многократно ослушались Вс-вышнего за почти сорок лет, проведенных в пустыне.

В этой книге вновь излагаются многие из заповедей, которые Моше получил за все эти годы, — на горе Синай и в Мишкане (переносном Храме в пустыне) — а также новые заповеди, о которых еврейский народ еще не знал. Он передал сынам Израиля благословения и проклятия, которые они должны будут произнести, войдя в Эрец Исраэль, рассказал им о том, каким образом нужно будет завоевывать Святую землю, а также благословил их в предвидении своей скорой смерти.

Моше говорил с народом в течение тридцати семи дней и закончил передачу Израилю Книги Дварим седьмого Адара. Первого Швата он начал говорить с Израилем, произнеся слова Торы «Полно вам жить у этой горы» (Дварим, 1), и седьмого Адара закончил словами «Счастлив ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ спасаемый Г-сподом…» (Дварим, 33)

Поэтому мудрецы сравнивают день первого Швата с днем Дарования Торы. Хотя, как известно, Тора и заповеди были даны Вс-вышним еврейскому народу шестого Сивана [см. праздник Шавуот], первого Швата в сердцах сынов Израиля как бы открываются новые источники Торы, и в течение тридцати семи дней — вплоть до седьмого Адара — они удостаиваются новых откровений.

Ту би Шват

В Швате отмечается Ту биШват — «Новый год деревьев». Отмечается он 15 Швата (Ту биШват на иврите буквально — 15-ое Швата; числовое значение еврейских букв Тет и Вав — «ту» — пятнадцать [подробнее см. в теме Гиматрия и нумерология]).

Ту биШват называется «Новый год деревьев», потому что этот день — это начало года в том, что касается отделения маасерот (десятин) от плодов фруктовых деревьев.

Маасерот (части урожая, передаваемые Храму, священникам-коаним, левитам, беднякам и т.д.) по-разному отделялись в разные годы.

В первый, второй, четвертый и пятый годы, считая от последней шмиты, отделялся т.н. маасер шени («вторая десятина» — десятая доля урожая, которую необходимо было съесть в Иерусалиме во время праздников); в третий и шестой годы — маасер они («десятина бедняка», которую необходимо было передать бедным). Все это — не считая трумы (части урожая, передаваемой коаним) и маасер ришон («первой десятины», передаваемой левитам).

Поскольку (так же, как и в случае с маасер бегема — десятиной скота) плоды, относящиеся к одному году, не могут «вноситься» за счет урожая другого года, необходимо установить, какой день является началом года для отсчета маасерот плодов фруктовых деревьев.

Тора определила, что у них есть свой собственный «Новый год» — Ту биШват.

Плоды фруктовых деревьев, завязавшиеся до Ту биШвата, считаются плодами этого года.

Плоды, завязавшиеся после Ту биШвата, будут считаться плодами следующего года.

Завязью Талмуд считает плод, не достигший еще трети своего нормального размера.

Наши мудрецы установили 15-ое Швата как «Новый год деревьев» потому, что к этому дню обычно уже выпадает большая часть годовой нормы осадков, и на деревьях успевают завязаться плоды; поэтому те плоды, которые завяжутся после этого дня, станут как бы «отдельным благословением».

Земля к Ту биШвату уже обогащена дождями и зимним отдыхом, поэтому это самое подходящее время для посадки деревьев.

Выводить материалы