Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Еврейский календарь

Обзор материалов о принципах исчисления дат по Еврейскому календарю

Оглавление

Еврейский календарь — солнечно-лунный [↑]

В основу еврейского года положены два принципа — цикл луны и цикл солнца.

Уже несколько тысяч лет назад еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).

По солнцу отсчитывают дни, при этом день — это промежуток времени между заходами солнца. В каждых сутках — по определению — двадцать четыре часа.

По солнцу отсчитываются и годы. Помимо суточного цикла, у него есть годичный цикл.

Оно представляется нам удаляющимся от точки зенита в течение полугода — с середины лета до середины зимы, когда дни сокращаются, а ночи удлиняются, — и поднимающимся к зениту, начиная с середины зимы и до середины лета, когда удлиняются дни, а сокращаются ночи. С того момента, как солнце минует зенит, до того дня, когда оно снова возвращается в него, проходит — по определению — ровно год, равный приблизительно 365 дням и 6 часам.

Понятие месяца связано исключительно с понятием «фаз луны». С момента, когда на небе появляется новый месяц, и до того момента, когда, став полной и вновь ущербной, луна «рождается» вновь, проходит ровно месяц.

Понятие «солнечный месяц» не имеет смысла — солнечные «месяцы» ничем не отделены один от другого. Аналогично, для луны не существует «года».

Еврейский год состоит из 12-ти месяцев, начало которых устанавливается по новолунию («молад»). Продолжительность месяца определяется средним промежутком времени между новолуниями и составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа (29 дней, 12 часов, 44 минуты и 3 и 2/3 секунды).

Первый день каждого месяца — новомесячье — называется «Рош Ходеш».

В эти дни в молитвы добавляют просьбу, чтобы месяц принес добро и счастье. Стараются провести эти дни радостно; принято устраивать семейные трапезы.

Месяц Нисан — всегда весной [↑]

Итак, в еврейском календаре за основу приняты лунные месяцы, но приведены они к солнечному году, чтобы сезоны (зима, весна и т.д.) не смещались по месяцам, как это происходит в чисто лунных календарях (например, у мусульман).

Когда Тора заповедала Израилю освящать начала месяцев и первым месяцем сделать Нисан («Этот месяц для вас — глава месяцев», см. книгу Шмот, 12:2), она указала также: «Оберегай этот весенний месяц и совершай Песах Г-споду Б-гу твоему» (Дварим, 16).

Иными словами, устанавливая начало каждого месяца в соответствии с фазами луны, мы должны также следить за тем, чтобы Нисан всегда оставался весенним месяцем.

Однако, как уже говорилось, солнечный год равен приблизительно 365 дням и 6 часам. Лунный месяц равен 29 дням 12 часам 44 минутам и 3 и 2/3 секунды. Если умножить это число на двенадцать, получится 354 дня, 8 часов, 48 минут и 40 секунд. До полного солнечного года не хватает 10 дней 21 часа 11 минут и 20 секунд.

Чтобы компенсировать накопившийся сдвиг, в еврейском календаре предусмотрены «високосные» года: после нескольких обычных лет к году прибавляют тринадцатый месяц.

Точность календаря: передача по традиции [↑]

Как известно, пока существовал Санhедрин [Синедрион — Великий суд], начало нового месяца устанавливалось по свидетельству двух очевидцев, заметивших момент появления новой луны.

Люди, которые видели новую луну, приходили в бейт-дин [еврейский суд] в Иерусалим и сообщали об этом. Требовалось не менее двух таких свидетелей. Их подробно расспрашивали, и, если ответы были убедительны, бейт-дин объявлял Рош Ходеш — начало нового месяца.

С другой стороны, в Талмуде, в трактате «Рош hа-Шана» (25а) сказано:

«Однажды двадцать девятого числа [одного] месяца небеса были закрыты облаками и показалось что-то вроде лунного серпа. Народ думал, что это начало месяца, и раввинский суд хотел объявить Рош Ходеш. Сказал рабан Гамлиэль: “Такое предание у меня от дома отца моего отца. Не может быть новой луны раньше, чем прошло двадцать девять с половиной дней и две трети часа и семьдесят три тысяча восьмидесятых части часа [половина дня — это полсуток, а в сутках — двадцать четыре часа, отсчитываемые по солнцу, ибо, как сказано, “солнце знает свой заход” — в отличие от луны]. Поэтому я не принимаю свидетелей — облачко им показалось луной”.

В тот день умерла мать у Бен-Заза, и рабан Гамлиэль держал большую речь. Не потому, что она была великим человеком, а для того, чтобы народ знал, что новый месяц не объявлен, — в новомесячье не говорят траурных речей».

Рабан Гамлиэль ясно сказал: «Такое предание… от дома отца моего отца». А откуда знали это отец его отца и их предки? От Моше. Моше же это знание получил прямо от Всевышнего.

Итак, у нас есть предание, гласящее, что Луна совершает один оборот вокруг Земли за 29 дней 12 целых и 793 / 1080 часа (2 / 3 + 73 / 1080 = 793 / 1080).

Кроме того, у нас же есть предание, что за время, когда Земля совершит 19 оборотов вокруг Солнца (то есть за 19 солнечных лет) Луна сделает 235 оборотов (то есть пройдут 235 лунных месяцев). Сегодня эти 19 лет называют циклом Метона (по имени греческого ученого, впоследствии пришедшего к этой цифре в результате расчетов).

На этих двух преданиях и строится еврейский календарь.

Получается, что каждые 19 лет солнечное и лунное время как бы совпадают, то есть каждые 19 лет на ту же дату европейского календаря приходится определенная дата календаря еврейского.

Так, каждые 19 лет первый день Тамуза приходится на 13 июня (скажем, 1972 года, 1991 года и т. п.).

Иногда возникает смещение на день из-за того, что мы все время оперируем долями суток, а в действительности живем полными сутками.

По этой же причине и лунные, и солнечные месяцы бывают разной длины — не 29 дней с дробью, а 29 ровно — в одном месяце и 30 — в другом [в еврейском календаре первые называются «неполными», вторые — «полными»].

Полные и неполные месяцы [↑]

Полные и неполные месяцы обычно следуют друг за другом, чередуясь.

Если месяц — неполный, он продолжается 29 дней, а следующий за ним день — новомесячье, Рош Ходеш. В таком случае Рош Ходеш празднуется один день.

Если месяц «полный» (т.е. в нем 30 дней), то последний его день (30-й) тоже объявляется «Рош Ходеш» следующего месяца, у которого, таким образом, будет два дня «Рош Ходеш».

Обычно Тишрей — полный месяц, а Хешван — неполный, Кислев — полный, Тевет — неполный, Шват — полный, Адар — неполный, Нисан полный, Ияр — неполный, Сиван полный, Тамуз — неполный, Ав — полный, Элул — неполный.

Почти всегда за полным месяцем следует неполный. Все праздники, кроме одного, приходятся на полные месяцы. Осенние праздники — на Тишрей, праздник Ханука — на Кислев, Новый год деревьев (Ту би Шват) — на Шват, Песах — на Нисан, праздник Шавуот — на Сиван. На полный месяц приходится и Девятое Ава — день, который в будущем превратится в праздник.

Только Пурим празднуют в неполном месяце Адаре, но он установлен в память о событиях, происшедших за пределами Эрец Исраэль.

Почему полные и неполные месяцы чередуются? Вспомним, что продолжительность лунного месяца — 29 дней 12 часов 44 минуты и три с лишним секунды. А поскольку месяц, как требует того Тора, состоит из целого числа дней (она называет его «месяцем дней»), то, чередуя полные и неполные месяцы, мы восполняем двенадцать часов до суток, отнимая эти часы у неполного месяца и присоединяя их к полному.

Поскольку и в этом случае все же остается избыток — лишние сорок четыре минуты с лишком — с течением времени он накапливается и становится сравнимым с сутками. Чтобы уравновесить этот накопившийся избыток, два месяца подряд — Хешван и Кислев — дважды на протяжении девятнадцатилетнего цикла объявляются полными.

Что же касается високосных лет, то первый месяц Адар всегда бывает полным, а второй — Адар шени — всегда неполный. Новомесячье первого Адара, соответственно, продолжается один день, а второго — два дня. Рош Ходеш месяца Нисан всегда празднуется один день.

Високосные годы в 19-летнем цикле [↑]

Если разделить 235 месяцев на 19 лет, мы получим 12 месяцев в году и остаток в 7 месяцев.

Значит, чтобы закрепить месяцы по временам года (как это получается в солнечном календаре), надо установить 12 обычных лет по 12 месяцев и 7 високосных — по 13 месяцев. 144 (12 X 12) и 91 (7 X 13) в сумме — 235. На 19 солнечных лет будут приходиться 12 обычных и 7 високосных лунных лет.

Как распределить 7 високосных лет в девятнадцатилетнем периоде с минимальной погрешностью?

Разница между продолжительностью обычного солнечного года (примерно 365 дней и 6 часов) и обычного лунного года (примерно 354 дня) — около 11 дней. За 3 года она составит 33 дня, то есть около месяца. В течение 6 лет разница составит 11 X 6=66 дней (точнее, 65 с небольшим). Через 8 лет отставание от солнечного года образует уже неполных 88 дней. И так далее. Именно в эти годы удобнее всего добавить по месяцу.

Так евреи и поступили — третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы они сделали високосными. И праздник Песах всегда остается весенним месяцем.

В високосном году добавляется тринадцатый месяц — «Адар бет» — дополнительный месяц Адар. В этом случае первый Адар («Адар Алеф») содержит 30 дней, а второй («Адар бет») — 29.

Но если мы можем пользоваться такими расчетами, зачем нам свидетели?

Это сложный вопрос, на который мы сейчас отвечать не будем. Отметим только, что эти два процесса: наблюдения и расчеты — всегда велись параллельно, а результат утверждался Большим Санhедрином.

Согласно Рамбану, тот, основанный на расчетах календарь, которым мы пользуемся сегодня, был утвержден последним действовавшим судом.

Кстати, цифра, которой рабан Гамлиэль определяет продолжительность лунного месяца, — обобщенная, поскольку промежуток между двумя новолуниями не всегда одинаков. По ряду причин он колеблется между 29,25 и 29,83 дня. Как ни ничтожна эта разница, за тысячелетия, однако, набежит немало! Значит, в календарных и астрономических расчетах без знания средней продолжительности лунного месяца не обойтись. И евреям она была известна по устному преданию.

Поразительная точность еврейской традиции [↑]

Надо сказать, что эту величину можно установить эмпирически. Разумеется, простое зрительное наблюдение за временем появления новой луны здесь не годится, потому что при этом нельзя ручаться за точность.

Ученые воспользовались двумя полными солнечными затмениями, совпавшими с новолунием и выбранными так, чтобы их разделял большой временной интервал (статистически значимое число месяцев).

Время появления новой луны в момент полного солнечного затмения можно указать точно. Такое случалось в истории пятнадцать раз. Тринадцать раз никто не уделил этому событию внимания. Но четырнадцатое затмение было предсказано Фалесом. Оно произошло в точно известное время: 28 мая 585 года до н. э. Пятнадцатое затмение произошло также в точно установленное время: 22 сентября 1968 года, т.е. спустя 932221,9 дня, или 31568 месяцев.

Разделив первую цифру на вторую, мы получим среднюю продолжительность лунного месяца. Она равняется 29,53059 дня, или 29 дням 12 часам 44 минутам 3 секундам.

Переведя часы, названные рабаном Гамлиэлем, в доли суток, мы получим цифру 29,5305941 — в точности равную цифре, названной в «Истории календаря и хронологии», из которой исходили ученые, рассчитывая полет на Луну!

Листая эту книгу, можно поразиться: всем народам без исключения время от времени приходится календарь «поправлять». И только у евреев ничто в календаре не меняется уже свыше 3300 лет. Это единственный такой календарь в мире!

У римлян каждые три-четыре года добавляли месяц мерцедоний, состоявший из 23 или из 24 дней. Это делалось произвольно и зависело от решения жрецов-понтификов, исходивших при этом из каких-то своих интересов.

Из современных календарей более или менее точен григорианский.

Несколько мнений о еврейском календаре [↑]

А вот несколько мнений о еврейском календаре.

Пишет раби Йеhуда hа-Леви (Кузари, 2:64): «Разве это не удивительно? Исчисление времени, которое было принято домом Давида и основано на наблюдении фаз луны, не подвергалось изменениям вот уже более тысячи лет. Для греческих и других систем исчисления потребовались поправки и добавления каждые сто лет, но наша система осталась неизменной, ибо в основе ее — пророчество».

Пишет раби дон Ицхак Абрабанель, министр финансов Испании конца XV века, крупнейший авторитет Торы (комментарий к книге «Шмот», 12): «Когда Птолемею рассказали о еврейском счете времени, он изумился и произнес: “Это доказывает, что было пророчество у евреев”».

Еврейские месяцы [↑]

Ниже приводим список еврейских месяцев с обозначением их «созвездий» (места на небосводе, где находится солнце в данном месяце) и примерным (очень примерным) соответствием грегорианскому календарю:

Месяц НИСАН — Овен (ТАЛЕ) — апрель

Месяц ИЯР — Бык (ШОР) — май

Месяц СИВАН — Близнецы (ТЕОМИМ) — июнь

Месяц ТАМУЗ — Рак (САРТАН) — июль

Месяц АВ — Лев (АРЬЕ) — август

Месяц ЭЛУЛЬ — Дева (БЕТУЛА) — сентябрь

Месяц ТИШРЕЙ — Весы (МОЗНАИМ) — октябрь

Месяц ХЕШВАН — Скорпион (АКРАВ) — ноябрь

Месяц КИСЛЕВ — Стрелец (КЕШЕТ) — декабрь

Месяц ТЕВЕТ — Козерог (ГДИ) — январь

Месяц ШВАТ — Водолей (ДЛИ) — февраль

Месяц АДАР — Рыбы (ДАГИМ) — март

Выводить материалы

Календарь

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Рош Ходеш — начало месяца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш

Великая Суббота и десятое Нисана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное

Тишрей — Рош Ашана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Месяц Тишрей и его названия • Знак Весов • Первое Тишрей • День, когда скрывается луна • Одного свидетеля недостаточно • Начало деяниям Твоим • АДУ - дни, на которые никогда не приходится Рош Гашана • Рош Гашана – всегда два дня подряд • День Суда • Грехи против заслуг • Что такое День Суда