Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Счет по годам у евреев принято вести, начиная с даты Сотворения мира. Но так было не всегда. При возникновении еврейского народа точкой отсчета был Исход из Египта. Книги Танаха (Цари, Пророки, Хроники) при подсчете лет оперируют датами правлений иудейских и израильских царей. Талмуд такое счисление называет миньян штарот. Оно применялось при составлении документов. На документах писали дату: число, месяц, такой-то год царствования такого-то царя; причем первого нисана к году царствования прибавлялась единица. В периоды иноземных владычеств счет лет велся по началу правления чужого царя; так было под персами, так было в эпоху Селевкидов. После падения Второго Храма за точку отсчета стали принимать год его разрушения — миньян лехурбан абайт. Кроме этих систем, Талмуд знает и ту, что ныне принята всеми еврейскими общинами мира — «от Сотворения мира», миньян ливриат аолам.

Данные о Сотворении мира приведены в еврейской летописи Седер Олам Раба. В ней дана вся хронология еврейской истории, вплоть до первых веков принятой эры. Первое новолуние (начало месяца) произошло вечером в 5 часов и 204 халаким (т.е. 11 минут, 20 секунд), во второй день недели 5755 лет назад.

До так называемого Никейского собора христиане пользовались еврейским календарем, затем перешли на календари собственного изобретения — сначала юлианский, затем григорианский. Упоминаем об этом только для того, чтобы указать правило перехода от еврейского года к «гражданскому» и обратно.

Зная еврейский год, можно получить григорианский, вычтя из него число 3760 (с 1 января по 29 элуля) или число 3761 (с 1 тишрей по 31 декабря). Например, сегодня — суббота, 4 января. Вычитаем из числа 5755 число 3760, получаем 1995. Удивительная точность. И тоже суббота!

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»