Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Возвращение потери, Реувен Пятигорский
Написано в Торе (Дварим 22): «Увидев быка своего брата и его овцу заблудившимися, не отворачивайся от них; ты должен вернуть их своему брату. Если не близок к тебе твой брат или ты его не знаешь, то возьми их в свой дом, пусть они будут у тебя — пока не попросит их твой брат, и тогда вернешь ему это… Так поступай с любой потерей твоего брата, — с тем, что он потеряет, а ты найдешь. Не смей отворачиваться от них (от его потерь; делая вид, что не заметил их)». Такова заповедь: если нашел вещь и видно, что это чья-то потеря, — непременно верни хозяину.
Тора прямо пишет, что любой еврей — твой брат (даже если ты с ним не знаком!). Братство проявляется, в частности, в том, что надо бережно относиться к имуществу брата. И если у тебя есть возможность помочь ему вновь получить то, что он потерял, то помоги ему.
Бездействие приравнивается к нанесению ущерба. Это касается любой потери. Поступать в данном случае надо так. Увидев «бесхозную» вещь, которую кто-то потерял (а не выкинул за ненадобностью, — в подобном случае можно смело брать ее себе), определяем, есть ли на вещи какие-либо характерные признаки, по которым ее можно отличить от ей подобных вещей. Если таких признаков нет, вещь можно взять себе, ибо хозяину нечем доказать, что она принадлежала именно ему. (Можете ее вернуть ему, но это уже будет подарок, а не возврат потери.) В случае наличия признаков, вещь надо взять себе, но не пользоваться ею, а приступить к активным поискам хозяина (расспрос соседей, объявление и т.п.). Существует еще одно условие: даже если на предмете нет никаких характерных признаков, но есть уверенность, что хозяин отчаялся вернуть его себе (в мыслях «распрощался» с ним), — только тогда можно взять его в свое владение.
Возврат происходит так. Нашедший объявляет, что нашел потерю, иногда называя ее по имени (кошелек с деньгами, книга и т.п.). Тот, кто претендует на нее, указывает признаки (вид кошелька или сумма денег, название книги и т.п.).
У заповеди о возврате находок есть много правил и уточнений. Если вы нашли кем-то потерянный предмет, но не знаете, как его вернуть, — посоветуйтесь со знающими евреями или обратитесь к раввину.
БлОготворительность рава Реувена Пятигорского
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?