Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто не справляется со своим гневом — не справится и с людьми»Раби Шломо Ибн-Габироль
По материалам газеты «Истоки»

Выделяя субботу как особый день, мы торжественно отмечаем не только ее наступление, но — и ее завершение, переход от субботы к будням. Для этого существует особая процедура отделения субботы от следующего дня недели — авдала (слово так и переводится — отделение). Строго говоря, заключается эта процедура в произнесении особого текста, объявляющего о моменте перехода к будням. До этого момента все запреты субботы еще не потеряли силу.

Слова авдалы включены в молитву Шмоне Эсре, читаемую вечером на исходе субботы. Они входят в первую из так называемых «средних благословений»: в будни это четвертая браха, которая начинается словами: «Ты даруешь человеку разум и учишь людей пониманию…»

Даем перевод текста авдалы: «Ты даровал нам способность постигать Твою Тору и научил нас исполнять законы, установленные по Твоей воле. И отделил Ты, Всевышний, святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от народов, седьмой день от шести рабочих дней».

Эти же слова читают при авдале, устраиваемой дома, после возвращения из синагоги. Текст всех брахот можно найти в любом сидуре (сборнике еврейских молитв и благословений).

Сначала читают несколько отрывков из Теилим (Псалмов), затем произносят браху над вином — БОРЕ ПРИ АГАФЕН. Взяв в руки предмет, источающий приятный запах (благовонные вещества — бесамим, или пахучие растения), произносят специальную браху — БОРЕ МИНЕЙ ВЕСАМИМ. Затем благословение на свет свечи — БОРЕ МЕОРЕЙ АЭШ. В заключение читают браху, приведенную выше и заканчивающуюся словами: «Благословен Ты, Всевышний, отделяющий святое от будничного, АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ».

Женщины свободны от авдалы (и не пьют вино авдалы), если мужчины произносят ее текст и для них. Если женщина делает авдалу сама, то ей не надо читать браху на свет свечи.

До авдалы ничего не едят и не пьют. После нее принято устраивать трапезу — «проводы царицы (субботы), мелаве малка».

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Недельная глава Ваэра

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Избранные комментарии к недельной главе Ваэра

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Работа Избавления заключается в четырех конкретных фазах, которые нужно должным образом оценить для правильного понимания всего, что последует далее.

Врата востока. Недельная глава Ваэра

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Каменное сердце Фараона. Глава Ваэра

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний сообщает Моше, что Ему всё это известно и всё так и должно быть. И, наоборот, усиление гнета ускорит исход евреев из Египта. А всё, что происходит, — это средство для достижения цели Всевышнего.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.