Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В Талмуде неверно указана минимальная продолжительность лунного месяца?

18 апреля 2012 года, темы: Тора и наука, Рош Ходеш, Еврейский календарь, Талмуд, Астрономия

Отложить Отложено

В статье Когда узнали длительность лунного месяца? сказано, что от Моше мы получили информацию о том, что лунный месяц не может быть меньше, чем 29,53059 дней. В статье это приводится даже как доказательство истинности Торы. На самом же деле 29.53 дней это средняя продолжительность месяца. Лунный месяц колеблется между 29.18 и 29.93 дней и БЫВАЕТ МЕНЬШЕ, и бывает больше. (Источник Википедия, статья «Month»). Соответственно, новая луна МОЖЕТ появиться раньше, чем через 29,5 дней. Что здесь не так? Овадья

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый Овадья!

Вы задали очень интересный и правильный вопрос! О том, что период луны колеблется, можно узнать не только из энциклопедии. Это сказано в Талмуде[1], на той же странице, о которой Вы говорите, и сказано тем же самым Рабаном Гамлиэлем, от которого мы знаем упомянутую Вами цифру. Там сказано так:

Написано в барайсе: сказал Рабан Гамлиэль мудрецам: «Такую традицию получил я от отца своего отца: иногда луна приходит раньше, а иногда позже». Сказал Раби Йоханан: «А откуда школа деда Рабана Гамлиэля сделала этот вывод? Как сказано[2]: “Он сотворил луну для (определения) времён, солнце знает закат свой”. Солнце знает свой закат, а луна своего заката не знает».

Несколькими строчками ниже приводится другая барайса, в которой описывается следующий эпизод:

Однажды небеса затянулись тучами и двадцать девятого числа месяца появилось что-то, похожее на луну. Люди подумали, что наступило новолуние, и суд уже хотел освятить новый месяц. Сказал им Рабан Гамлиэль: «Такую традицию получил я от отца своего отца: новолуние не меньше чем двадцать девять с половиной дней, две трети часа и семьдесят три части».

Сопоставив эти два высказывания Рабана Гамлиэля, можно придти к выводу, что указанная им цифра — это минимальная длина лунного месяца. Можно предположить, что свидетели пришли за несколько минут до названного минимального срока, поэтому Рабан Гамлиэль не принял их свидетельство. Но древние комментаторы Талмуда знали, что это не так. И Маймонид, и Ташбец, и другие мудрецы говорят, что речь идёт о средней продолжительности лунного месяца. Маймонид пишет так[3]:

Во времена, когда освящали (месяц) по свидетельству, высчитывали и знали время совпадения солнца и луны с большой точностью, как это делают астрономы. Это для того, чтобы знать, должен появиться новый месяц или нет. Начало этого расчета — это приблизительное значение продолжительности месяца. Это позволяет определить примерное время совпадения солнца и луны в соответствии со средним значением, и это то, что называется молад — новолуние.

И дальше[4]:

Время, которое проходит от одного совпадения луны и солнца до другого в среднем — двадцать девять дней, двенадцать часов и триста девяносто три части.

Книга Шекель а-Койдэш[5] объясняет слова Маймонида так:

Во времена, когда освящали по свидетельству, высчитывали — т.е. высчитывали точно — для того, чтобы проверить, говорят свидетели правду или нет. Ведь, не зная точную продолжительность месяца, невозможно с уверенностью утверждать, что свидетели лгут. А в наше время (когда календарь устанавливается в соответствии с расчётом) нет необходимости знать точную продолжительность каждого месяца, достаточно знать среднее значение.

Далее:

В среднем, а истинная продолжительность месяца колеблется, и все месяцы разные.

Теперь осталось разобраться, почему, по мнению Маймонида и других комментаторов, Рабан Гамлиэль сказал, что новолуние «не меньше». Кроме того, почему Рабан Гамлиэль не принял свидетелей, ведь новомесячье может наступить раньше названного им срока? Этими вопросами занимается, в частности, автор книги Тора Шлейма[6]. Он объясняет эпизод с Рабаном Гамлиэлем следующим образом:

Рабану Гамлиэлю было точно известно, когда наступило прошлое новолуние и какова продолжительность текущего лунного месяца. Свидетели пришли в суд раньше минимального срока появления новой луны. Поэтому Рабан Гамлиэль был уверен, что свидетели ошибаются. Называя число, Рабан Гамлиэль хотел сообщить, какова средняя продолжительность месяца. Эта информация необходима даже сегодня, когда освящение месяца осуществляется в соответствии с расчётом. Кроме того, Рабан Гамлиэль знал, что существует другое, неверное мнение о средней продолжительности месяца. В соответствии с этим мнением, средняя продолжительность месяца меньше числа, названного Рабаном Гамлиэлем. Поэтому он сказал «не меньше».

С уважением, Берл Набутовский


[1] Трактат Рош а-Шонэ 25а.

[2] В Псалме 104:19.

[3] Мишнэ Тора, книга Времён, законы Освящения Месяца, гл. 6, закон 1.

[4] Там же, закон 3.

[5] Комментарий на Мишнэ Тора. Напечатан вместе (на одной странице) со словами самого Маймонида.

[6] Том 13, эссе Сод а-Ибур, гл. 7, пункт 6. Отвечая на вопрос, автор ссылается на книгу Маркевес а-Мишна. К сожалению, в новом издании этой книги, доступном мне, обсуждения этого вопроса найти не удалось.

Материалы по теме

Тора и наука. Тематический обзор

Рав Ашер Кушнир

Современный интеллигентный еврей, пытающийся осознать своё еврейство, неизбежно сталкивается с вопросом о соотношении известных ему научных знаний с основами еврейского мировоззрения. Соответствует ли древняя Тора современным научным познаниям? Кто искренне захочет понять и разобраться в этой непростой теме, может столкнуться с большим препятствием. Проблема в том, что, как правило, современный интеллигентный еврей подойдёт к этому вопросу с мнением предвзятым и неуравновешенным.

Какие главы Тэилим читать за больного, за роженицу, за мир в семье?

Рав Берл Набутовский

Что надо читать, чтобы найти пропавшего?

Происхождение жизни

Доктор Джеральд Шредер

Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?

У рыбы в животе. Книга Йона 1

Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»


Закон — подарить по одному подарку минимум двум бедным. Следует дать деньги или еду. Лучше всего, чтобы бедный мог использовать эти деньги на покупку еды для Пурима или мог использовать для Пурима саму еду. Читать дальше