Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Одиннадцатый месяц еврейского календаря, если считать от месяца нисан (первого в списке месяцев). Пятый, если считать от месяца тишри (начала года). В швате всегда тридцать дней. Зодиакальный знак — созвездие Водолея, по-еврейски Дли.

15-ое швата — Ту биШват — Новый год для плодовых деревьев. Эта дата считается «полупраздником», когда не назначают общественных постов.

В швате отмечаются годовщины смерти крупных учителей и раввинов:

5-го — раби Йеуды Лейба Алтера (1847—1905), автора сборника «Сфат Эмет», руководителя Гурских хасидов (с 1870);

25-го — раби Исраэля Салантера (Липкина, 1810-1883), основателя движения Мусар.

Шват беден историческими событиями. Отметим только одно, вошедшее в историю под названием «Пурим в Сарагоссе». Но сначала несколько слов о сарагосских евреях. В столице Арагона (по-еврейски она называется Саркоста) евреи появились очень давно, — раньше чем испанцы, ибо жили здесь еще в домусульманский период, когда будущая испанская нация только начинала складываться. Любопытно, что поныне существует длинный каменный мост через реку Эбро, построенный на средства, собранные в 1268 году городской управой с двухлетних доходов от еврейской миквы. Община процветала и при сарацинах, и при христианах — вплоть до изгнания евреев из Испании.

В 1420 году один выкрест донес на евреев, что они, выходя на торжества в честь короля Альфонса Пятого, вынимают из ковчегов свитки Торы, так что ковчеги — пусты! Король распорядился открыть ковчеги при следующем параде. Хроникальная запись сообщает, что в ночь накануне торжеств служителям всех двенадцати городских синагог приснился пророк Элияу, который посоветовал не вынимать свитки из ковчегов. Если бы король обнаружил ковчеги пустыми, на евреев обрушились бы страшные гонения. Но случилось чудо — и от гнева короля пострадал один доносчик. Произошло это 17 швата. С тех пор и до начала нашего века этот день отмечался как Пурим выходцами из Сарагоссы, осевшими в Константинополе, Смирне, Салониках.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.