Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Люби мир и добивайся мира, люби людей и приближай их к Торе»Пиркей Авот 1, 12

Можно ли евреям верить в фен-шуй?

29 апреля 2015 года, темы: Успех, Философия, Духовность, Зеев Урман, Амулет

Отложить Отложено

Можно ли евреям верить в фэн-шуй? Спасибо. Анастасия.

Отвечает рав Зеев Урман

Здравствуйте, Анастасия.

Учение Фэншуй занимается вопросами влияния на нашу жизнь неких универсальных космических энергий и возможности управлять ими. Учение утверждает, что эти энергии, пронизывающие все пространство, распределяются в этом пространстве в согласии с законами мироздания.

Подобно многим другим восточным учениям, Фэншуй не сообщает нам, кто определяет эти законы мироздания, кто генерирует эти энергии и направляет их. Мир воспринимается этими учениями как непрерывный процесс перетекания одних форм и модусов энергий в другие. Этот процесс вечен и безличен. Пространство же делится на зоны любви, богатства, детей, денег, карьеры и так далее. Фэншуй также скромно умалчивает о том, кто является «автором» подобного деления. Но полагает, что, переместив определённый предмет в тот или иной сектор, мы можем активировать определённые энергии, которые начнут притягивать к нам соответствующие этим секторам блага. Либо мы можем ослабить влияние этих энергий.

Наше счастье или несчастье, согласно этому учению, зависит от временного баланса или дисбаланса окружающих нас положительных и отрицательных энергий, который мы можем создать. И если сделать это по всем правилам фэн-шуй, то богатство, любовь и здоровье нам обеспечено. Причём утверждается, что при правильном использовании фэн-шуй всегда срабатывает.Если система не сработала, виноват тот, кто ее применял. Получается: если последователь Фэншуй потратил много денег и времени на приобретение литературы, скрупулезно следовал приводимым там рекомендациям и не получил никаких результатов, значит, что-то он всё-таки сделал не по правилам. В любом случае, виноват он сам. Система сама по себе безукоризненна!

Небольшой пример. Каждый из нас хочет любить и быть любимым. Легко сказать, но как этого можно всё-таки удостоиться? Фэн-шуй спешит на помощь и предлагает рецепт любви: «Если ваше направление любви — юг, повесьте в южной части вашей спальни яркий светильник, затем в северо-западном углу поместите маленький красный фонарик, а в северо-восточном — музыку ветра. Если же ваше направление любви — северо-запад, разместите какую-нибудь картинку в серебристой рамочке в северо-западной части спальни, а восточную и юго-восточную части украсьте чем-нибудь металлического или серого цвета».

Вы спрашиваете, верим ли мы в это? Если говорить об этом только как об искусстве оригинального дизайна или способах создания романтического настроения, то с этим можно было бы согласиться. Почему бы и нет? Мы же верим, что зелёный цвет успокаивает, красный вызывает волнение, а голубой — грусть. О том, что пространство наполнено энергиями, которые в определенной степени могут влиять на наше состояние, тоже не станем спорить. Но если Вы спрашиваете, верим ли мы в это как в волшебную панацею от несчастий, болезней и других испытаний, в то, что это является ключом к удаче в личной жизни, к богатству и гарантированному долголетию, — то как, собственно, еврей может в это верить? Приведем шесть из тринадцати принципов веры, составленных Рамбамом (Маймонидом), чтобы понять, какими представлениями живёт еврейский народ уже три тысячи лет:

Каждый принцип начинается с утверждения: «Я верую безраздельной верой в то, что…»

1. Творец, благословенно имя Его, создаёт все творения и управляет ими, и что Он один создавал, создаёт и будет создавать все, что есть в мире.

2. Творец, благословенно имя Его, един, и нет другого единства, подобного Ему в каком-либо отношении, и что лишь Он один — Б-г наш в прошедшем, настоящем и будущем.

3. Творец, благословенно имя Его, — первый, и Он же — последний.

4. Одному только Творцу, благословенно имя Его, подобает молиться, и что никому, кроме Него, не подобает молиться.

5. Творец, благословенно имя Его, знает все дела людей и все мысли их, как сказано: «Создавший все их сердца постигает все их дела».

6. Творец, благословенно имя Его, воздает добром соблюдающим Его повеления и карает преступающих их.

Мы видим, что между еврейским мировоззрением и Фэншуем — глубочайшая пропасть. В этом учении отсутствует какое бы то ни было понятие как о Творце и акте Творения, так и о цели Творения. Не упоминается и о смысле жизни, и о б-жественности души каждого человека. Нет представления о провидении, смысле страдания, о справедливости и несправедливости, о награде за правильные действия и наказании за неправильные, о силе раскаянья. Нет представления о страхе перед Творцом и о любви к Нему. Ответов на основополагающие вопросы в Фэншуе не найдётся не только для простого еврея, но и для тов. Маяковского, спросившего «Что такое хорошо, и что такое плохо?», и для г-на Достоевского, спросившего «Тварь я дрожащая или право имею?»

Вместо духовного совершенствования нам предлагается сильное вожделение: «Для успешного создания изобилия вы должны страстно этого хотеть. Вы должны пропитаться этим желанием, полностью сфокусировавшись на нем… Чем яснее вы представите тип удачи, к которому стремитесь, тем острее и эффективнее будут энергии, которые вы создадите».

Между тем Тора сообщает нам не просто об энергиях, но о различных духовных силах. О нахождении их в одних местах и отсутствии в других, о Б-жественной Шехине, о духовной чистоте и нечистоте, которые мы называем Кдуша и Тум-а. Окамеях с написанными на них святыми Именами (что-то вроде амулета), которые могут помочь человеку выздороветь или снизить вероятность духовного ущерба. О важности выбора места для жилья и для молитвы. Талмуд, кстати, сообщает нам, в каком направлении лучше поставить супружеское ложе для того, чтобы это максимально соответствовало духовной реальности места. Но все эти замечательные сведения приобретают для нас какое-то значение только после того, как мы признаем тот неоспоримый для нас факт, что у мира есть Творец, и начнём жить этим пониманием.

Он является единственным Хозяином. Он судит нас, и только Он в конечном итоге определяет все, что будет в нашей жизни. Место нашего рождения, родителей, которых мы получим, богатство, здоровье, людей, которых мы встретим на своем пути. И если Он решит, что для максимального исправления мы должны прожить жизнь в бедности, или в болезнях, или, наоборот, в добром здравии и богатстве, то никакое передвижение кроватей и тумбочек, а также закругление углов мебели не сможет ничего изменить. От нас зависит только то, как мы поведём себя в предлагаемых обстоятельствах. От нашего желания и усилий стать чище и добрее.

А наполнить жизнь любовью мы сможем, только проявляя внимание к ближним, отдавая им безвозмездно свои силы и подавляя собственный эгоизм. А не с помощью хитроумного размещения картинок и цветных фонариков по разным углам комнаты.

С уважением, Зеев Урман

Материалы по теме