Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всегда помни, чьим отражением ты являешься, а потому и там, где нет людей, старайся быть человеком»Пиркей Авот 2, 6
Что находится в духовных мирах?

Так же, как и мир физических вещей, видимых человеческому глазу, Б-г, при помощи своих бесконечных возможностей, посчитал нужным создать другие существа, которые намного превосходят нас и которых нельзя обнаружить или почувствовать нашими (физическими) органами чувств. И как каждому физическому существу Он дал определенные ограничения и качества, так Он дал и этим высшим существам согласные их предназначению различные необходимые качества, ибо правильно распорядилась мудрость Его.

Вещи, которые Б-г очертил границами, знакомыми нам, у которых есть естественные качества, которые мы можем постичь нашими чувствами, называются физическими. Вещи, которые отделены от этих качеств, названы Духовными, и качества, которыми они обладают, так же как и правила, которым они должны следовать, таковы, что именно они больше всего подходят их основному назначению, как о том говорилось раньше.

Важно знать, что так же, как существуют различные виды физических созданий, у каждого из которых есть свои отличительные особенности, так эти особенности присутствуют (в другой реальности) и у всего Духовного мира, и, как различаются эти виды, так различаются и их особенности. Тем не менее есть одно общее правило, применимое ко всему классу духовных созданий. Это тот факт, что их истинная природа и их истинные особенности не могут быть поняты во всей их истинной полноте. Все, что мы знаем, это то, что эти существа есть, и у нас есть некоторое представление о них, полученное нами от пророков и Мудрецов.

Общий класс духов делится на три категории. Одна — это Трансцендентальные силы, вторая — Ангелы и третья — Души.

Трансцендентальные Силы совершенно чисты, это высшие духовные существа (духи), которые полностью отделены от физического. Эти существа очень близки к Святому Божественному Присутствию (Шехина) и Он постоянно появляется перед ними. У них есть имена согласно их уровням: «Колеса Трона», «Офаним», и так далее.

Ангелы — это духи, созданные для того, чтобы работать помощниками Б-га, выполняя все, что он пожелает. Каждый из них, назначенный Высшей Волей, в ответе за определенную идею. Ангелы могут быть разных уровней, один ниже другого, и у каждого уровня свои границы и свои особенности, которые Высшая Мудрость посчитала нужными.

Души — это духовные существа, предназначенные для того, чтобы входить в тела и связываться с ними тесными узами. У них тоже есть свои особые черты, в соответствии с их идеей и состоянием.

Это означает, что души могут существовать в ряде состояний, так как могут существовать вне тела так же, как и внутри тела. Их существование вне тела делится на два разряда: один (до рождения) перед тем, как они входят в тело, и второй (после смерти), после того, как они покидают тело, просуществовав в нем какое-то время. У душ есть особенности, которые различаются в зависимости от каждого из этих состояний, кроме того, души могут претерпевать различные изменения, согласно тому, что удобнее для каждого конкретного состояния.

Все Ангелы — слуги Б-га, они подчиняются его приказам. Все, что происходит в мире, будь это что-то плохое или что-то хорошее, происходит благодаря им. Таким образом, ангелы делятся на две группы: добрые ангелы и злые ангелы. Это означает, что одна группа ангелов назначена нести добро, духовное или физическое, а другая — зло, духовное или физическое. Те ангелы, которые нацелены на зло, называются Ангелами Разрушения или Ангелами Вреда.

Есть другой тип созданных существ, которые находятся между духовным и физическим мирами. То есть часть особенностей этих существ соответствует понятиям и ограничениям мира физического, но другими своими чертами они отделены от физического. Эти существа называются Шедим (Демонами). У них есть определенные физические свойства, но эти свойства не похожи на наши. Они также обладают некоторыми свойствами духовного мира, но не теми, которые есть у истинных обитателей духовного мира. Эти существа также распределены по уровням и поделены на разные виды, и у каждого из них есть свои характеристики и свои границы.

Нет ничего в нижнем мире, существо ли это, событие ли это, что не имело бы своего двойника в мире высшем среди Трансцендентальных Сил. Точно так же ничто внизу не остается без Надсмотрщика, принадлежащего к категории ангелов. Они управляют всем и осуществляют различные события, порождают различные идеи, о которых распорядился Б-г. То, что эти высшие существа совершают с физическими существами (ниже их), называется Влиянием [Хашпаа].

Все влияния, направленные от высших созданий к низшим, проходят через звезды. Таким образом из всего, оказывающего такое влияние, звезды наиболее близки к земному миру. Их влияние, тем не менее, зависит от того, что передано им свыше.

Б-г дал каждому из этих духовных существ способность влиять на вещи внизу при помощи способов, противоречащих естественным законам, когда эти влияния, при помощи специальных средств, для этого предназначенных, вызываются снизу [человеком]. Тем не менее, ни одно из этих средств не всемогуще, так как у каждого есть соответствующие установленные ограничения. Только в этих пределах и только строго определенным образом эти методы могут возыметь желаемый эффект.

Некоторыми из этих методов мы можем воспользоваться, другие запрещены. Разрешенные методы описаны в Книге Создания (Сефер ха-Йецира), в то время как к запрещенным относится колдовство.


«Выход за пределы буквы закона» — что в это понятие вкладывается и как оно применяется в жизненной практике? Ведь Тора, казалось бы, призывает к строгому соблюдению всех включенных в нее законов и дает определенный «эталон» поведения, к которому следует стремиться каждому еврею. Читать дальше

Даат Твунот 12. Пути правления правосудия и любви

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»

Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Б-жественное Провидение.

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ

Из очерка "Основы".

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

Заповеди, связанные с запретом насилия и свободой человека

Рав Арье Кармель

Запреты насилия, причинения ущерба, ограничения свободы и вторжения в частную жизнь. Когда люди, забывая, что они созданы по подобию Б-га, наносят друг другу физический или моральный ущерб, они тем самым нарушают принцип Торы — принцип справедливости. Оскорбить человека, лишить его уважения к самому себе — это, согласно Торе, тяжкое преступление.