Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Имеются ли у людей персональные ангелы-хранители?

Темы: Рав Реувен Куклин, Каббала, Страх, Ангел

Отложить Отложено

Имеются ли у людей персональные ангелы-хранители, что по этому поводу говорится в Торе? Сергей, Москва

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Сергей!

Мудрецы учат, что у каждого человека есть ангел-хранитель. И не только у каждого человека, но даже у каждого растения есть ангел, охраняющий его. Так говорят мудрецы (Зоар, Бэрейшит 251, а; также мидраш в Бэрейшит Рабба 10, 6 от имени рабби Симона): «Нет ни одной травинки внизу, над которой не было бы управителя наверху, он охраняет её, ударяет её и говорит ей: “Расти!”».

Величайший каббалист Аризаль в своей книге Шаар а-Гильгулим (Предисловие 25) добавляет, что и у неодушевленного предмета есть свой ангел-управитель. Так, к примеру, каждого камня также есть свой управитель. Когда два камня соединяются, один из двух управителей «упраздняется», т.к. его работа закончена, а когда камень распадается на две части, над второй частью назначается ещё один управитель.

Талмуд (Хулин 91б) говорит, что, когда Яаков, когда лег спать, будучи по дороге в Харан, он положил несколько камней под свою голову (см. Бэрейшит 28, 11). Камни начали спорить между собой: «На меня положит праведник свою голову», и Всевышний объединил эти камни[1]. Основываясь вышеупомянутых словах Аризаля, рав Штайнман в своей книге Айелет а-Шахар объясняет слова мудрецов. С момента объединения над всеми камнями в изголовье Яакова встал один ангел-управитель, поэтому уже не имело значения, на какой из них Яаков положит голову.

И так — везде, где мудрецы упоминают «разговоры» неодушевлённых предметов: речь идёт не о самих этих предметах, а об их ангелах.

Сказали мудрецы (Мегила 3а): если человек вдруг ощущает «беспричинный» страх, следует прочесть Шма Исраэль, чтобы избежать опасности — сам человек не видит опасности, но, может быть, ангел его видит, поэтому и испытывает человек внезапный страх.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Ангел-хранитель евреев



[1] Слова мудрецов основываются на противоречии (на первый взгляд) между псуким. В пасуке 11 сказано: «И взял [Яаков] из камней того места, и положил себе изголовьем…». Из этого видно, что было несколько камней. А в пасуке 18 сказано: «И встал Яаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем…». Из этого видно, что был только один камень под головой Яакова.

Материалы по теме


На восьмой день после начала праздника Суккот — в Шмини Ацерет, когда сыны Израиля покидают шалаши и возвращаются в дома — они немедленно начинают молить Вс-вышнего о дожде и благословении. Специальная вставка с просьбой о дождях добавлена в праздничный Мусаф дня Шмини Ацерет. Читать дальше