Темы: Воспитание детей, Дети, Ита Минкин
Здравствуйте. Я недавно посмотрела фильм про детей-маугли. Это дети, которые в силу обстоятельств выросли не в семье, а воспитывались животными. Психологи утверждают, что если до 6 лет человека будут растить звери, он уже никогда не сможет стать человеком, говорить, понимать речь и обладать разумом человека. Как иудаизм объясняет это явление и что есть человек? Чем обусловлено то, что после шести лет эти дети не поддаются социализации? Ведь всем явлениям есть духовная причина и корень. Спасибо за ответ. В.
Уважаемая В.,
Вы правы всему есть духовная причина и корень, и, конечно же, становление разума человека зависит от духовных составляющих. Один из ведущих мыслителей иудаизма нашего поколения рав Шломо Вольбе (зацаль) в своей книге, посвященной вопросам воспитания, Зрия у-виньян бэ-хинух (примерный перевод «Взращивание и строительство в воспитании») обращает внимание читателей на тот факт, что новорожденный человек намного более беззащитен и неприспособлен к самостоятельной жизни, чем большинство новорожденных животных. Новорожденному человеку требуется, по крайней мере, год или два, чтобы в «функционировании» приблизиться к уровню молодых животных. Животные достигают такого уровня за считанные дни или недели: многие из них могут стоять уже через несколько часов после рождения, искать, где молоко у матери, и т.д. А переворачиваться, пятиться при опасности — через незначительное время. В чем причина? Почему человек, самый развитый «из всех животных», достигает самостоятельности позднее всех? И даже через пять, десять и т.д. лет все еще нуждается в помощи взрослых во многих жизненно важных функциях, чего никогда не встретишь у животных?
Объяснение следующее, и оно одновременно является ответом и на Ваш вопрос.
Человек изначально задуман и сотворен Творцом как существо социальное, приспособленное именно для жизни в обществе других людей. Поэтому сама беременность — физическое развитие плода — это только «первая половина беременности». Вторая половина — это жизнь в «чреве» семьи, где младенец приобретает социальные навыки жизни среди людей. Так же, как кровь матери, насыщенная кислородом и питательными веществами, питает плод в период физиологической беременности, так улыбка, разговор, объятия матери и т.д. — это пища для его души, для становления его ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО разума. Жизнь в семье — это «вторая половина беременности».
Дети, которые в первые годы жизни не получили тепло и заботу родителей, — не получили достаточных условий для социального «внутриутробного развития». Этим объясняется полная неспособность ребенка к самостоятельности в первые годы жизни. Для этого семья, сначала мама и папа, а затем и другие члены семьи постоянной заботой, лаской и общением обеспечивают нормальную жизнь во втором «чреве».
Поэтому мы видим: дети, вскормленные животными, хоть и получали физическую пищу, необходимую для выживания, духовной пищи не получили. Произошло как бы «прерывание беременности», что обусловило их полную неприспособленность к социальной жизни, жизни разума, жизни среди людей.
Человек есть не только физиологическое тело. Или, точнее, так: наряду с физическим телом у человека есть «тело» духовное, которое так же состоит из духовных «органов». Развитие духовного тела зависит от многих переменных, в частности: насколько духовной жизнью живет человек, сколько «витаминов» получают его духовные органы, насколько он бережно относится к тому, чтобы не загрязнить и не поранить свой духовный организм. Известно, например, что молитва — это пища для духовного «тела», а грудное вскармливание в младенчестве является одним из главных факторов, развивающих это «тело». (Т.е. молоко матери обеспечивает не только физическое питание).
С уважением, Ита Минкина
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?