Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Дети

Каким должно быть наше отношение к детям с точки зрения Торы?

Дети в еврейской семье — это благо и ответственность. Вс-вышний доверил нам их души, чтобы мы заботились о них и воспитывали их. Тора не говорит о том, как нам воспитывать детей: она говорит, каким должен быть человек. Детей надо уважать в той же мере, что и взрослых. Еврейское воспитание — это не дрессировка, а установление в душе ребёнка точных духовных и этических ориентиров.

Оглавление

Дети — это благо [↑]

О том, как нам относиться к детям, мы учимся у наших праотцов и праматерей. Прежде всего, мы очень стремимся к тому, чтобы у нас они были. В современном мире, где карьера, личностный рост, материальное благополучие ставится во главу угла и перебивает даже один из основных инстинктов — продолжения жизни, в традиционном еврейском мире родители хотят иметь как можно больше детей.

Еще первому еврею — нашему праотцу Аврааму — было обещано, что его потомство будет неисчислимым, как звезды на небе (Берешит 15:5) — с тем чтобы Авраам мог передать им свое духовное наследие. Рождение детей в еврейской семье воспринимается как благо — несмотря на материальное положение, и многодетная семья называется семьей, благословенной детьми, ведь каждый из детей — как одна из звезд, обещанных Аврааму, и каждый еврейский ребенок — проводник света Торы в нашем мире.

Даже когда рождается «особенный ребенок» — с синдромом Дауна или с каким-то заболеванием, относятся к нему не как к ребенку с «недостатком», а как к лучшему из лучших, святой душе, пришедшей для определенного исправления.

С одной стороны, дети — это люди, просто пока еще маленькие. Но с другой стороны, не зря Вс-вышний создал их маленькими и очаровательными, вложил нам в сердце умиление и радость при взгляде на ребенка, желание защитить — потому что он такой слабый — и желание простить «плохое поведение» — потому что он такой милый. Дети не являются нашей собственностью. Выдав нам детей на временное хранение и возложив на нас обязанность растить и воспитывать наших детей, Вс-вышний сделал всё, чтобы мы делали это с желанием и любовью.

Вот родился малыш… [↑]

С момента рождения малыша у родителей появляется несколько обязанностей, освящающих приход новой души в этот мир. Первым делом, родители ребенка произносят благословение, благодаря Вс-вышнего за чудесный дар.

Дальше надо подумать о выборе имени, и дело это очень важное: человек и его имя составляют одно неразрывное целое. Мальчику дают имя во время обряда обрезания, девочке — в синагоге, обычно в первую субботу после рождения, когда отца вызывают к Торе и читают молитву о ниспослании здоровья матери и новорожденной.

Если родился мальчик, то его отец удостаивается выполнить заповедь: «…Да будет у вас обрезан каждый мужчина. Обрезайте крайнюю плоть вашу. И будет это знаком завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас… каждый младенец мужского пола…» (Берешит, 17:10-14). Каждому отцу надлежит исполнить это предписание Торы и обрезать своего сына на восьмой день после рождения — самому либо поручив это от своего имени другому лицу.

Каждый еврей, который не является ни коэном, ни леви, обязан выкупить своего сына, если тот — первый ребенок у матери, отец которой тоже не является ни коэном, ни леви. Обряд этот называется пидьон абен — «выкуп сына». Обязанность выкупить ребенка возлагается на отца. Если отец не сделал этого через тридцать дней после рождения, он должен совершить обряд до того, как сыну исполнится тринадцать лет. После этого сын сам может выкупить себя.

Дети — это… люди? [↑]

Мы все время говорим о воспитании детей, а ведь создание детей и их подготовка к жизни, то есть воспитание, — не является той главной целью, которая стоит перед человеком. Человек не рождается только для того, чтобы родить себе подобных. Иудаизм на это смотрит так: каждый человек появляется в этом мире для решения собственной задачи, которая состоит из двух областей: выполнить то, что поручено всем (заповеди), и выполнить то, что особенным образом поручено ему одному.

Тора фактически ничего не говорит о том, как воспитывать детей. Она говорит, каким надо быть человеку. Хороший родитель, успешный воспитатель, учитель — это, в первую очередь, хороший человек. А хорошим, в рамках иудаизма, назван тот, кто удовлетворяет критерию великого мудреца Гилеля: не делай никому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Возникающие при размышлении над этим правилом вопросы находят свои решения в изучении Торы, ибо Гилель Тору называл комментарием к этому основному правилу.

По Торе, никакого особого отношения к детям нет, есть отношение к людям — своим и чужим. Свои для родителей отличаются от чужих только степенью ответственности за их судьбы и врожденной привычкой их любить. Наши дети даны нам для того, чтобы мы заботились о них больше, чем о других. Причем эта забота не должна идти за счет других и (не дай Б-г) в ущерб другим.

Уважать детей [↑]

И если ребенок — тот же взрослый, который еще не вырос, то и относиться к нему надо, как к взрослому человеку, который еще не вырос. Мы не допускаем никакого пренебрежения ребенком, построенного только на том, что он маленький, никакого взгляда сверху вниз.

В Торе не сказано: «Почитай сына своего», а только (Шмот 20, 12): «Почитай отца и мать своих». Однако несомненно, что по Торе человек обязан уважать своих детей.

Эта обязанность, прежде всего, вытекает из общей обязанности уважать ближнего и бережно относиться к нему. Бережное отношение к любому человеку является основой всего иудаизма.

Особая обязанность — уважать своих детей или наставников. В трактате Пиркей Авот (4, 15) сказано: «Пусть честь твоего ученика будет тебе так же дорога, как и твоя собственная». А в Авот дэ-раби Натан (4-ая глава) выводят это из слов Моше, который сказал Йеошуа (Шмот 17, 9): «Выбери нам людей». «Выбери мне людей не сказано, — утверждает мидраш. — А сказано выбери нам». Из того, что Моше обратился к ученику как к равному, мы видим, что честь Йеошуа была дорога Моше, как его собственная честь.

Родителям запрещено обижать или унижать детей. Это считается большим грехом, как говорят мудрецы в трактате Бава Мециа (58 б). Рамбам приводит этот запрет в своём знаменитом труде Йад а-Хазака (Законы продажи, 14-ая глава) и говорит о его применении в конкретных ситуациях:

если это человек, раскаявшийся в своих прошлых делах, нельзя говорить ему: «Вспомни свои прежние поступки».

Важно помнить, что заповедь об уважении к родителям не была дана ради соблюдения прав родителей и заботы о них, это забота о самих детях: ведь жалок человек, который не умеет относиться с уважением к тому, кто подарил ему самое главное — саму жизнь.

И если отец или мать хотят помочь своим детям обрести такое важное качество, как уважение к родителям, они должны, прежде всего, сами уважать своих детей. Ведь сказали мудрецы (Пиркей Авот 4, 1): «Кто уважаем? Тот, кто уважает создания [Творца]».

Тора запрещает детям унижать, оскорблять отца и мать, ставить их в неловкое положение. Но в такой же степени родителям не разрешается деспотично относиться к своим детям, предъявлять им завышенные требования, унижать их, особенно в присутствии других людей.

Обязанности по отношению к детям [↑]

В Талмуде (трактат Кидушин 29а) сказано, что родители должны обучить ребенка Торе, специальности, а также научить плавать. В «Шулхан Арухе» упоминается только самая главная из этих обязанностей — обучить Торе. Этим, по сути, занимаются еврейские родители каждую минуту своего общения с ребенком с самого его рождения, объясняя, показывая, отвечая на вопросы, помогая увидеть мир через призму Торы. На темы воспитания детей есть множество книг и лекций. Чем отличается еврейское воспитание от любого другого и в чем его особая роль?

Важность еврейского воспитания [↑]

Вс-вышний дал родителям предназначение и выдал им доверенность — воспитывать детей и готовить их к осуществлению Его воли. Родители учат ребенка не тому, чего они сами желают, а тому, что желает Вс-вышний от всех нас; поэтому заповедь почитать их и включена в заповеди «между человеком и Вс-вышним».

В этом и состоит принципиальное и самое существенное отличие нашего подхода к воспитанию, нашего мировоззрения и взгляда на жизнь от всех прочих. Воспитание — это лишь часть мировоззрения человека. «Воспитывать» означает прививать детям свой взгляд на мир и вести их согласно этому мировоззрению. Наше мировоззрение построено на твердых ценностях, которые мы получили на горе Синай от Вс-вышнего, и они закреплены в Письменной и Устной Торе.

Это — вечные ценности, стоящие вне пространства, времени и поколений; именно их мы хотим передать как наследие нашим детям, обучить им и воспитать на них. Поэтому дети должны воспринимать указания родителей не потому, что «так считают взрослые», а понимать, что родители передают им волю Вс-вышнего.

Еврейское воспитание — это установление в душе ребёнка точных духовных и этических ориентиров. Это имел в виду Рав Деслер, определяя суть воспитания ребенка в двух словах — «формирование совести». Эта совесть будет руководить человеком в течение всей его жизни, позволяя ему выбрать правильный путь, а заодно даст возможность изменить себя.

Воспитание — это привитие с малых лет скромности, честности, уважения к родителям и старшим; терпения и ответственности, умения уступать и делать усилия, привитие трудолюбия, развитин любознательности и желания учиться…

Рав Нойвирт определяет, что воспитание — это последовательное и терпеливое привитие ребенку с самых ранних лет правильных привычек. Другими словами, воспитанность — это привычка ко всему хорошему: хорошим мыслям, хорошим чувствам, хорошим действиям.

Еврейские педагоги подчеркивают, что родители должны заниматься воспитанием детей, а не дрессировкой. Дрессировка только прикрывает зло в ребёнке и создаёт впечатление приобретения необходимых ему качеств, воспитание же приводит к тому, что сам ребёнок не хочет этого зла, а всё хорошее хочет сам приобрести.

И конечно, даже самое правильное воспитание — ничто без искренней молитвы за детей: о том, чтобы они, с Б-жьей помощью, выросли б-гобоязненными, здоровыми, добрыми, жили долго и благополучно, и чтобы мы удостоились вырастить каждого из сыновей и каждую из дочерей для Торы, для хупы и для добрых дел.

Выводить материалы