Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Скончался крупнейший духовный авторитет современного еврейства гаон раввин Йосеф-Шалом Эльяшив זצוק”ל

18 июля 2012 года, темы: Похороны, Траур

28 тамуза (18 июля) в полдень в иерусалимской больнице «Шаарей-Цедек» наступило резкое ухудшение состояния здоровья крупнейшего галахического авторитета последних 50 лет, руководителя нашего поколения раввина Йосефа-Шалома Эльяшива. В 16:47 пришло первое сообщение о его кончине на 102-м году жизни, которое потрясло сотни тысяч религиозных евреев во всем мире, потерявших сегодня крупнейшего духовного лидера.

Рав Йосеф-Шалом Эльяшив, да будет благословенна память о праведнике, родился в 1910 году в Шяуляе в известной раввинской семье — его дедом был крупнейший каббалист последних столетий рав Шломо бар Хаим Эльяшив — автор книги «Бааль а-Лешем». В 1923 году рав Йосеф-Шалом Эльяшив приехал в Эрец-Исраэль, где быстро приобрел известность своей необыкновенной преданностью Торе, интенсивно изучая ее по 18–20 часов в сутки. Как известно, в течение всей своей жизни он ложился в 9–10 часов вечера и вставал для учебы в 1–2 ночи, и так до поздней старости, даже в 100-летнем возрасте!

Крупнейший иерусалимский раввин и праведник рав Арье Левин (известный русскоязычному читателю по книге «Праведник нашего времени») предложил ему в жены свою дочь, но и после женитьбы, образ жизни р. Эльяшива не изменился — он продолжал только учиться. Про его преданность Торе ходили легенды. Говорили, что рав Эльяшив знает только как выглядит его дом и синагога, в которой он учился, и что он даже не знает названия ближайших улиц. Конечно, это было обычным обывательским преувеличением.

Рав Эльяшив быстро приобрел славу выдающегося знатока Торы и галахического авторитета. Также многие годы рав Эльяшив участвовал в работе раввинских судов, вынося вердикты по самым различным вопросам. В этот период его жизни с ним познакомился рав Ицхак Зильбер, который, как известно, многие годы отдал составлению гетов (разводных писем) и поиску агунот («соломенных вдов») — под руководством р. Эльяшива. Интересно заметить, что когда р. Ицхака Зильбера называли раввином, а он имел раввинский диплом, выданный прославленным раввином Моше Файнштейном, рав Ицхак говорил: «Я — не раввин, раввин — это рав Эльяшив».

У рава Эльяшива было 12 детей, и некоторых уже нет в живых. Одна из его дочерей погибла при иорданской бомбежке Иерусалима в 1948 году. Три его зятя являются крупнейшими раввинами современности. Это рав Хаим Каневский, рав Ицхак Зильберштейн и рав Азриэль Ойербах. Про семью Эльяшив рассказывают много интересных фактов. Один из них примечателен: в 2009 году у его внука родился правнук, то есть, рав Эльяшив удостоился увидеть шестое поколение своих потомков.

Несмотря на интенсивную учебу, он ежедневно принимал много сотен людей, которые советовались с ним по животрепещущим вопросам, помогал открывать ешивы и школы, стоял на страже интересов еврейства Торы. Уроженец Российской империи, раввин Эльяшив дал благословение на создание организации «Толдот Йешурун» — как и многих других русскоязычных ешив и организаций — и живо интересовался успехами в деле привлечения евреев из бывшего СССР к традициям отцов. Важно отметить, что его считали своим раввином различные группы религиозных евреев, и он, вне сомнения, являлся духовным руководителем всего еврейского народа.

Как известно, рав Эльяшив высоко ценил рава Ицхака Зильбера и просил его участия в решении самых трудных и секретных духовных вопросов. Эти три недели между постами 17 тамуза и 9 ава называются в еврейском народе «бейн а-мецарим» («между теснинами»). В эти недели мы скорбим о разрушенном иерусалимском Храме. Именно в эти же дни 8 лет назад умер крупнейший раввин и праведник, лидер русскоязычных евреев рав Ицхак Зильбер. Через несколько дней после кончины рава Ицхака рав Эльяшив поехал утешать единственного сына рава Зильбера — рава Бенциона Зильбера и в присутствии других раввинов попросил его продолжить дело отца и возглавить русскоязычное еврейство. Примечательно совпадение, что именно в эти скорбные дни мы потеряли самого рава Эльяшива…

Редакция Толдот. Ру вместе с миром еврейства Торы скорбит о смерти гаона рава Йосефа-Шалома Эльяшива. Похороны раввина, в которых приняли участие около 250 тысяч человек, состоялись на кладбище Ар а-менухот рядом с могилой его жены. Похоронная процессия отправилась в 22:00 с ул. Ханан, 10, тесного старого иерусалимского дома, где этот великий еврей прожил всю жизнь.

Как это принято по еврейскому закону, на похороны великого мудреца Торы приходят все, и кто его знал, и кто не был с ним лично знаком. Ночью в Иерусалиме невозможно было проехать ни на машине, ни на автобусе, ни на трамвае… Евреи пришли проводить раввина в последний путь, и это в очередной раз удивило каждого нерелигиозного человека, ведь в мире Торы не должность и звание определяют величие, а Тора, только Тора, и, конечно, высшей ценностью является человек — носитель Торы, великий раввин, которого мы оплакивали…

Рав Эльяшив (зацаль) пишет письмо для открытия «Толдот Йешурун». Справа — рав Ицхак Зильбер (зацаль), слева — рав Бен-Цион Зильбер


Прежде, чем обратиться к духовному развитию человека, следует понять в общем: что есть духовная жизнь? Читать дальше

Как изменить свой мир

Рав Зелиг Плискин

Самовнушение способно открыть перед человеком новые горизонты. Произнесение определенных фраз, связанных с верой в Б-га и благодарностью к Нему, позволит повысить качество жизни. Опробуйте этот метод и убедитесь, что он работает!

Еда как связующее звено между душой и телом

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?

Смысл заповедей кашрута

Рав Моше Пантелят

Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»

Храм — связь миров

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Иерусалим, Сион, Бейт а-Микдаш. Здесь встречаются миры; здесь высший духовный мир перетекает в мир низший, физический. Именно здесь началось Творение, формирование самого пространства, распространившегося до масштабов вселенной, и в этой же точке был создан человек.

Слова — реальные и нереальные

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.

Первая заповедь

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Что на самом деле произошло у горы Синай?

Привычки и ноги

Мирьям Климовская

Способность привыкать и действовать автоматически заложена в нас для нашей же пользы. Без нее мы не могли бы нормально функционировать. Если бы мы не могли привыкать к изменениям в своей жизни, если бы боль от утраты близкого человека ощущалась так же остро, как и вначале, если бы дрожь в коленках при поступлении на новую ответственную работу сопровождала нас и годы спустя, мы бы ничего в жизни не добились.

Воложинская ешива

С. Бернфельд

"Рассадник фанатичных раввинов" и прообраз современных ешив