Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Современная молодёжь и духовность… Совместимы?

2 сентября 2011 года, темы: Пророчество, Духовность, Современность, Вера, Конец времен

Отложить Отложено
Здравствуйте! Смотря на молодёжь моего возраста, я, понимая, что в их жизни нет места духовности, люди видят только материальные ценности, уже сама не знаю, что такое духовность, как пустить в нашу жизнь Б-га, Он кажется уже мифом, тем, кого нет.
А. К.
Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая А. К.!

Как известно, наше поколение — поколение иквета ди-мэшиха (поколение перед приходом Машиаха). Гмара в трактате Сангедрин (97а) приводит барайту о том, как будет выглядеть это поколение: «Молодые будут позорить стариков, а старики — вставать перед молодыми, и дочь восстанет на свою мать, а невестка — на свою свекровь, и лицо поколения — как морда пса, и сын не стыдится отца… Наглость умножится, честь извратится, и лоза даст свой плод — а вино будет дорого, и обратится всё царство в ересь, и нет обличения».

Удивительно, с какой полнотой всё это исполнилось в нашем поколении.

И если мы будем достаточно внимательны, то увидим, что у всех перечисленных «симптомов» — общая причина: погружение в материальный мир, или, говоря Вашими словами, «у людей в их жизни нет места духовности, они видят только материальные ценности». Попробуем подробно разобрать процитированную выше барайту и проследить, как все эти явления восходят к одному корню.

Начнём со слов барайты о том, что «обратится всё царство в ересь (минут)». Что такое минут? Рамбам пишет (Законы раскаяния 3, 6), что мин — это человек, отрицающий существование Б-га. В таком случае, барайта говорит, что государство будет основываться на материалистической идеологии — признавать только материю, отрицать существование любой духовной силы.

Поскольку люди не признают ничего, кроме окружающей их материи, и не думают о будущем мире, они говорят себе (Йешайа 22, 13): «Есть (будем) и пить, ибо завтра умрём!» В этом причина того, о чём говорится в барайте: хотя лоза даст свой плод (не будет неурожая), вино будет дорого — из-за большого спроса, т. к. все будут гнаться за наслаждениями, как пишет Раши, комментируя эти слова.

И в этом причина того, что не станет уважения к тем, кто достойнее. Ведь настоящее уважение проистекает из того, что человек осознаёт: его ближний не просто тело, «персть земная», но обладает высокой душой (читайте: Почему умерли ученики рабби Акивы? ). Во времена же, о которых мы говорим, наоборот, в почёте будет тело, поэтому старики будут вставать перед молодыми — ведь тело молодых более совершенно, чем тело стариков.

В этом же — причина того, что «лицо поколения» станет «как морда пса», т. е., в соответствии с комментарием Раши, люди этого поколения не будут стыдиться друг друга. Ведь стыд может испытывать только тот, кто понимает, что совершает поступки, недостойные его. Но тот, кто признаёт только материю и считает себя только телом, не признаёт, что у него есть какое-то достоинство, не признаёт собственной ценности (ведь в физическом отношении он уступает большинству животных).

Таким образом, мы видим, что уже мудрецы Мишны, которые жили 2000 лет назад, пророчески предвидели ту духовную ситуацию, в которой окажется наше поколение.

Но каждый человек, разумеется, обладает свободой воли, и каждый и в нашем поколении может подняться на такой уровень, что всё духовное будет в центре его стремлений. И награда такого человека будет больше, чем награда человека, достигшего такого же уровня в другом поколении, как сказано в Мидраше Ялкут Шимони (878): «Рабби Шимон бен Йохай сказал: если ты увидел поколение, ослабевшее в изучении Торы, остановись и укрепись в нём — и ты получишь награду, предназначенную всему поколению».

И вот пути, идя которыми, человек может достичь того, что духовное станет ему более интересным:

Прежде всего, ему следует выделить себе время спокойствия и тишины и «всмотреться» во всё сотворённое, и…

«тогда он потрясен и взволнован, — ибо мир предстает перед ним как сокрытая волшебная тайна. Тайна эта окутывает его сердце и мозг, и вот — он почти лишается чувств, и духа жизни в нем не остается… Лишь к тайне той устремлены все помыслы его, — душа тоскует разгадать ее, и он готов идти за то в огонь и в воду… Ибо что ему вся его жизнь, если она со всем своим очарованием ускользает совершенно от него, и душа его, кружа в печали, жаждет проникнуть в тайну свою и корни свои познать». (Хазон Иш Вера и упование. Ч. 1).

Второй совет основывается на поговорке: «Аппетит приходит во время еды». Если человек никогда не задумывался ни о чём духовном, то он никогда и не захочет этого сделать. Однако, если он только начнёт об этом задумываться, он, несомненно, почувствует, насколько эта тема ему не чужда, и ему снова и снова захочется думать об этом. На нашем сайте есть множество интересных лекций, которые помогут Вам сделать этот первый шаг. Предлагаю начать с таких лекций как «Загадка жизни», «Разгадка жизни» , «Не кто Еврей, а что Еврей» рава Ашера Кушнира.

С уважением, Реувен Куклин


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме