Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Имеет ли мысль духовную структуру?

Темы: Мысли, Материя, Духовность, Самосовершенствование, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Добрый день, уважаемый рав! — Скажите, пожалуйста, считается ли мысль чем-то духовным, не принадлежащим к материальному миру? Именно сама мысль; имеет ли она духовную природу, или природа её — физическая? Интересна точка зрения иудаизма на этот счёт. — А также такой вопрос: в чём, по иудаизму, состоит смысл жизни еврея? Понимаю, что вопрос этот сложен и ответить на него кратко — довольно сложная задача, поэтому поставлю вопрос более узко: состоит смысл прихода еврея в этот мир в служении Творцу или в продвижении своей души на более высокие духовные уровни? Может, и то, и другое? А может, и ни то, и ни другое, а что-то третье? Буду благодарен за ответы!

Анонимус

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый Анонимус!

Мне кажется, совершенно очевидно, что мысль имеет физические свойства. Человеческий мозг излучает электромагнитное поле. Интенсивность этого поля можно измерить и определить уровень активности мозга. Напряжённость мысли у человека, изучающего какой-либо сложный материал или играющего в шахматы, или почти полное отсутствие мысли у спящего или сидящего перед телевизором — это физическая реальность.

Конечно, с точки зрения Иудаизма физическая реальность совсем не однородна. Есть вещи более приближённые к духу, а есть вещи от него отдалённые. Например, первые скрижали были настолько близки к реальности духовной, что плавно переходили из бытия в небытие. Написано, что Мойше держался только за их нижнюю часть, т.к. верхняя часть имела духовное свойство, и держаться за неё было невозможно.

Наше взаимодействие с этим миром разделяется на три сферы — действие, речь, и мысль. При этом действие это наиболее грубый, физический уровень, а мысль, наоборот, наиболее духовный. Все три сферы, несомненно, имеют связь с духовным миром. Когда человек выполняет мицву, даже самую «физическую» и «грубую», например, строит сукку и ест в ней, он положительно влияет на духовные миры. Точно так же, если человек, не дай Б-г, совершает грех, неважно, связан он с запрещённым действием, словом или мыслью, он оказывает разрушительное влияние на духовные миры.

Вещи, которые по своей природе ближе к духовному, влияют на духовные миры менее опосредованно, «напрямую». Поэтому, с точки зрения Торы, духовный рост почти невозможен без работы именно над интеллектуальным развитием и когнитивным осмыслением Б-гослужения. Отсюда естественным образом вытекает и то значение, которое Иудаизм придаёт изучению Торы — «изучение Торы равно всем остальным заповедям вместе взятым» (трактат Шабес 127а).

Есть также и обратная связь. Вс-вышний постоянно творит наш мир и влияет на него. Однако это влияние в большой степени скрыто от нас. Иногда оно проявляется более открыто — это то, что называется «раскрытое провидение» — ашгохэ протис глуя. Открытое влияние Всевышнего на сферу мысли «встречается» чаще всего.

Теперь то, что касается смысла жизни.

Оба Ваши предположения верны. Вернее, оба они сводятся к одному и тому же, хотя совсем нетривиальным образом.

Вс-вышний создал мир для того, чтобы дать созданиям максимальное добро. Величайшее наслаждение это познание (так сказать) единства Вс-вышнего и приближение к Нему. Чем более высокого духовного уровня человек достигает, тем большее сближение (так сказать) со Вс-вышним возможно для него. Таким образом, повышая свой духовный уровень, человек выполняет волю Вс-вышнего и оправдывает свое существование.

Каким же образом достигается духовный рост? Самый короткий ответ на этот вопрос — самопожертвованием ради служения Вс-вышнему. Это проявляется в разных видах заповедей. Например, любовь к ближнему требует самопожертвования — «как самого себя», изучение Торы требует самопожертвования — «человек должен убиваться над Торой» (трактат Брохос 63б).

Таким образом, возникает парадоксальная ситуация: в идеале человек должен служить Вс-вышнему с полной самоотдачей, полностью забыв о собственной выгоде. Результатом этого является то, что он достигнет наиболее высокого духовного уровня и получит наибольшую награду — наслаждение в будущем мире! (На самом деле, наслаждения в этом мире человек достигает точно так же, но это отдельная тема.) То есть, самое выгодное для нас это забыть о собственной выгоде! Поставив интересы других выше своих собственных интересов, мы поднимаемся на максимальный духовный уровень и добиваемся максимума в служении Вс-вышнему. Это и есть смысл жизни.

С уважением, Берл Набутовский

Читайте: Структура разума

Слушайте и читайте: Смысл жизни

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский