Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Новые открытия дают библейскому тексту объяснение, которое вполне отвечает требованиям современной науки.

День пятый (часть III). Животный мир

КНИГА БЫТИЯ, ГЛАВА I

20. И сказал Бог: да произведет вода живые существа; и крылатые да полетят над землею, по тверди небесной. 21. И сотворил Бог большие существа морские и всяких животных ползающих, которые живут в воде, по роду их, и всякую живность крылатую по роду ее. И у видел Бог, что это хорошо. 22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 23. И был вечер, и было утро: день пятый.

24. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

ВОПРОСЫ

Пятый и начало шестого дня сотворения мира посвящены появлению животных (Книга Бытия, 1: 20-25). При чтении библейского текста возникают следующие вопросы:

1. Мы читаем, что первыми появились «большие существа морские» (на иврите: танниним) (1: 21).1 На самом же деле хорошо известно, что первыми живыми существами были крошечные морские организмы, и только гораздо позже появились крупные морские животные. К тому же, эти «большие существа морские» нигде больше не упоминаются в библейском тексте. Что же могут означать эти загадочные создания?

2. Мы читаем божественное речение: «да произведет вода всяких животных ползающих» (1: 20). Между тем, хорошо известно, что животная жизнь развивалась чрезвычайно медленно. Сама идея, что в воде вдруг появилось большое количество всяческих морских животных, звучит как миф.

3. Почему создание животных происходит не в один, а в два отдельных дня творения? Почему одни животные (морские и крылатые) появляются на пятый день (1: 20-23), тогда как другие (живущие на суше) только на шестой (1: 24—25)? Странно, что весь животный мир не был создан в один день.

4. Появление «всякой живности крылатой» связано с пятым днем творения. Известно, однако, что птицы появились примерно в одно время с млекопитающими. Почему же тогда создание «крылатых» не относится к шестому дню, вместе с млекопитающими?

А теперь мы покажем, что новейшие палеонтологические данные дают библейскому тексту объяснение, вполне соответствующее требованиям современной науки.

ЖИВОТНЫЕ КЕМБРИЙСКОГО ПЕРИОДА

В девятнадцатом веке геологи разделили историю Земли на эры в соответствии с формами жизни, господствовавшими в каждую эру. Древнейшие известные нам ископаемые живые организмы появляются в так называемой Палеозойской эре (палео по-гречески означает «древний» и зоа — «жизнь»). Палеозойская эра подразделяется на периоды (см. Приложение); к самом раннему из них, Кембрийскому, и принято было относить появление живых организмов.

В отличие от распространенной точки зрения, палеонтологические находки Кембрийского периода не носят никаких признаков постепенной эволюции животной жизни. Как раз наоборот. К удивлению палеонтологов, окаменелости Кембрийского периода указывают на внезапное изобилие разнообразных живых существ. Этот поразительный факт неизменно подчеркивается во всех научных работах на тему Кембрийского периода. Приведем для иллюстрации несколько цитат.

Самый, пожалуй, удивительный аспект кембрийской фауны заключается в том, что за столь краткий отрезок времени появилось такое многообразие разновидностей животных, коренным образом отличающихся друг от друга… Новые типы и классы животных появлялись в Кембрийский период со скоростью, какой с тех пор земля не видала.2

Кембрийский период сопровождался подлинным взрывом многоклеточных форм жизни… взрывом, который и возвестил его начало.3

В позднем до-Кембрии гипотетический наблюдатель пришел бы к выводу, что шансы у жизни на Земле невелики. Однако в Кембрийский период за относительно короткий отрезок времени… первоначальные виды форм жизни уступили место целой серии ослепительных вспышек… Палеонтологов поражает быстрота, с какой развивалось столь обширное многообразие организмов (десять, а то и больше типов беспозвоночных).4

В Кембрийский период произошел грандиозный взрыв жизни. Начало Кембрия отмечено появлением огромного числа крупных групп животных… Внезапное появление окаменелостей животных в нижних [самых ранних] кембрийских слоях и отсутствие их в докембрийских означают, что на границе между этими двумя периодами пролегает важнейший водораздел геологического времени Земли.5

Ученые давно — и без особого успеха — пытаются понять причины этого «взрыва форм жизни», с его «внезапным появлением» и «ослепительными вспышками» столь многообразных типов животных в один и тот же отрезок времени—в начале Кембрийского периода. Палеонтологи, правда, «продолжают поиски “пусковых механизмов”»,6 однако все признают, что «вопрос о том, как именно возникли животные формы, остается нерешенным».7

ПЕРВЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Помимо проблемы необъяснимого Кембрийского взрыва животных форм, палеонтологов заботит еще один вопрос: где же были те первичные формы, из которых вышли все эти многочисленные, многообразные и высокоразвитые [кембрийские] морские животные?8 Новейшие изыскания в этой области преподнесли палеонтологам еще целый ряд сюрпризов.

Окаменелости вымерших животных состоят, как правило, из костей или раковин — или оставляют отпечатки на камнях. Мягкотелые морские создания редко оставляют столь ощутимые следы своего присутствия. Тем не менее, в последнее время усовершенствованные технические методы позволили палеонтологам обнаружить очень древние окаменелости, которые раньше увидеть было невозможно. Так, за последние несколько лет были открыты мягкотелые морские существа, предшествовавшие самым ранним кембрийским животным, причем следы «докембрийской фауны были найдены и подробно описаны» во многих местах по всей планете.9 Исследования показали, что эта фауна представляет собой «удивительную и разнообразную группу мягкотелых водных животных, первых известных нам живых существ».10 Этих древнейших животных относят к Эдиакарской фауне, по названию Эдиакарских холмов в Австралии, где были найдены первые ее образцы.

Данные раскопок показывают, что Эдиакарская фауна бьыа чрезвычайно богата. Обилие ее прямо-таки изумило палеонтологов. «Изобилие и широкая распространенность Эдиакарской фауны представляют собой подлинную загадку».11

Удивительнее всего оказались размеры Эдиакарских животных, ибо среди них имелись существа, которые «по Кембрийским меркам были просто гигантами».12 Вопреки ожиданиям оказалось, что это «вовсе не те почти микроскопические формы, какие, по предположениям многих палеонтологов, должны были бы находиться у корней древа жизни».13

Еще одна характерная черта Эдиакарских животных заключалась в их чрезвычайно странном внешнем виде. Эти диковинные существа не обладали ни малейшим сходством с теперешними животными. Прародителей животного мира наших дней следует искать скорее в последующих, Кембрийских формах жизни. «Современные животные являются прямыми потомками тех, что появились впервые во время Кембрийского взрыва.»14

Что же произошло с этой удивительной Эдиакарской фауной? Раскопки показывают, что она вымерла вскоре после своего возникновения. Начало Кембрийского периода «возвестило исчезновение Эдиакарской фауны».15

В общем и целом, Эдиакарская фауна так и остается загадкой. Эти первые животные внезапно возникли, быстро и в больших количествах распространились по всему свету, а затем внезапно исчезли. Большинство из них были столь необычаны по форме, что они никак не могут считаться предками современного животного мира; начало его принято относить к более позднему, Кембрийскому периоду. Многие биологи склонны вообще сбрасывать Эдиакарскую фауну со счета как аномалию в общей биологической схеме, называя ее, «с высоты своих теперешних познаний», кратковременным экспериментом.16

НАСЕКОМЫЕ, МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ПТИЦЫ И ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

Весь животный мир разделен на двадцать с лишним филюмов; каждый филюм подразделяется на классы. Млекопитающие, птицы и пресмыкающиеся — это три различных класса, принадлежащих к одному филюму (включающему в себя также рыб); класс насекомьк относится к другому филюму (включающему в себя также пауков).

Самый многочисленный класс во всем животном мире — это насекомые, составляющие примерно половину всех существующих видов. Впервые насекомые появились в середине Палеозойской эры. Уникальной их особенностью была их способность летать. Очень долгое время насекомые были, по сути дела, единственными летающими созданиями. Во второй половине Палеозойской эры «насекомые царили в воздухе, не тревожимые никакими иными крылатыми существами — ни пресмыкающимися, ни птицами, ни млекопитающими».17 Некоторые древние насекомые достигали огромных размеров. Так, «была найдена окаменелость первобытной стрекозы, размах крыльев которой достигал почти 80 сантиметров».18 Палеозойское небо кишело гигантскими насекомыми, летавшими в поисках пищи. Насекомые были так важны, что это время называют Веком Насекомых.

Животные, обитающие на суше, чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по размерам. Особое значение имеют крупные животные — млекопитающие, пресмыкающиеся и птицы. В Мезозойской эре (см. Приложение) огромные рептилии (динозавры) настолько доминировали, что ее часто называют Веком Пресмыкающихся. А в нашей, Кайнозойской, эре доминируют млекопитающие, почему она и называется Веком Млекопитающих.

Самое поразительное различие между классом насекомых и классами крупных наземных животных заключается в грандиозной несоразмерности количества видов в каждом классе. Биологи определили около 4000 видов млекопитающих, 9000 видов птиц и 6000 видов рептилий. А различных видов насекомых в настоящее время известен почти миллион!

Необходимо подчеркнуть, что насекомые не развивались постепенно. Палеонтологические данные показывают, что «первые насекомые множились и обретали различные формы… в процессе взрыва популяции невиданных размеров».19 И в этом случае данные современных раскопок противоречат концепции «постепенной эволюции видов».

БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ

Описав некоторые из важнейших событий в истории развития животного мира, мы имеем теперь возможность произвести сравнение между библейским текстом и современными научными взглядами. Обратимся к вопросам, которые были поставлены в начале данной главы.

1. Палеонтологическая летопись показывает, что первыми появились на удивление крупные водные создания («гигантские по Кембрийским меркам»20), получившие название Эдиакарской фауны. Библейское упоминание о «больших существах морских» (1: 21) может, следовательно, быть истолковано как относящееся к Эдиакарской фауне.

Эдиакарская фауна появилась «в изобилии и широко распространилась».21 Однако это были чрезвычайно странные существа, и не они являлись предками современного животного мира. Кроме того, по неизвестной причине эти существа очень скоро исчезли, и поэтому о них говорят иногда, что это был «кратковременный эксперимент».22

Все эти особенности Эдиакарской фауны вполне совместимы с упомянутыми в Библии «большими существами морскими» («танниним» на иврите). Раз возникнув, эти «большие существа морские» не упоминаются больше в Библии нигде. Раши, знаменитейший из еврейских комментаторов Библии, указывает, что «большие существа морские» были уничтожены вскоре после своего возникновения.

2. Еще поразительнее соответствие, существующее между научными данными и остальной частью данной строфы, (1: 21) «воды кишели животными», на втором этапе развития животного мира. Это может быть истолковано, как указание на те драматические события, которые произошли в начале Кембрийского периода, сразу после Докембрийской Эдиакарской фауны. Все научные работы по морской фауне Кембрийского периода подчеркивают поразительный «взрыв жизненных форм»,23 который характеризовался «внезапным появлением»24 и «ослепительными вспышками»25 многообразных «новых типов и классов морских животныхсо скоростью, какой с тех пор не знала Земля».26

Ученые не могут объяснить внезапное появление такого множества различных видов морской фауны, положившей начало современному животному миру, и «продолжают искать “пусковой механизм”»27 этого процесса. В отличие от ученых, Книга Бытия, 1: 20, объясняет пусковой механизм: «И сказал Бог: да произведет вода…»

Третьим шагом на пути развития животного мира, как об этом сказано в Бытии, 1: 21, было «возникновение всех крылатых». Комментатор Библии Радак подчеркивает, что слова «всякая птица пернатая» относятся ко всем крылатым существам, включая насекомых (почти все насекомые обладают крыльями), а не только к птицам.28 Это библейское упоминание крылатых существ вполне соответствует научным данным, показывающим, что появление насекомых явилось радикальным этапом в развитии животного мира. Насекомые не только первыми начали летать, они были среди первых и самых ранних живых существ, которые обжили сушу. Благодаря им произошли экологические изменения, проложившие путь всем последующим обитателям суши. Неудивительно поэтому, что в библейском рассказе о создании животного мира упоминаются и эти чрезвычайно важные существа.

3. Развитие животного мира происходило в две стадии. Первая стадия завершилась с окончанием Палеозойской эры и включала в себя появление морских животных и насекомых. Эта стадия ознаменовалась двумя драматическими взрывами популяции — сперва, внезапно и в огромных количествах, появилась морская фауна, а затем, точно так же, насекомые. Вторая стадия развития животных наступила после Палеозойской эры, и на этой стадии совершилось заселение суши крупными видами животных. Преобладали среди них гигантские пресмыкающиеся и млекопитающие. На второй стадии взрывов популяции не было. Принимая во внимание фундаментальные различия доминирующих форм жизни на этих двух стадиях, ученые рассматривают их как две различные эры.

Подобно тому, как наука делит историю развития животного мира на две четко разграниченных стадии, разделен на две разграниченных стадии и библейский рассказ, и каждая из стадий связана с другим днем творения. Библейские две стадии развития животного мира составляют, как будет показано ниже, точную параллель двум стадиям, отраженным в палеонтологической летописи.

В пятый день творения — на первой стадии — упоминаются те животные, которые появились до конца Палеозойской эры (морские животные и насекомые). Бог, говорит Книга Бытия, благословил животных появившихся в пятый день творения, повелевая им «плодиться и размножаться» (1: 22), дабы морские животные «наполняли воды в морях», а летающие существа «размножались на земле». Исполнение божественной воли находит отражение в палеонтологической летописи. Все научные описания данных раскопок неизменно, и часто с изумлением, отмечают невероятное богатство первобытной морской фауны («Кембрийский взрыв животныx форм»29) и насекомых («взрыв популяции невиданных масштабов»30). Несмотря на то, что ей предстояло вскоре исчезнуть, Эдиакарская фауна быстро расселилась по всей планете («обилие и широта распространения»31).

В шестом дне творения — на второй стадии — упоминаются те животные, которые появились после Палеозойской эры (млекопитающие и другие обитатели суши). Этим животным не было дано от Бога особое повеление «умножаться». Соответственно, среди этих животныхне бьыо никаких взрывов популяции. Сравните: почти миллион различных видов насекомых (пятый день творения) — и всего четыре тысячи видов млекопитающих (шестой день). И еще: во время Кембрийского взрыва популяции появились внезапно десять различных типов морских животных (пятый день), тогда как все крупные обитатели суши (шестой день) принадлежат к одному-единственному типу.

4. Приведенная выше аргументация позволяет дать объяснение библейскому рассказу о создании крылатых. Если бы это выражение «всякая птица» (1: 21) относилось только к птицам, настоящее место этим словам было бы в рассказе о шестом дне творения. Птицы, как известно, появились примерно в одно время с млекопитающими, после Палеозойской эры. Значит, обе эти группы млекопитающих принадлежат ко второй стадии развития животного мира, которая связывается с шестым днем творения.

Выражение «всякая птица» относится, однако, также и к насекомым. Насекомые появились еще до конца Палеозойской эры и, следовательно, относятся к первой стадии развития животного мира. Поэтому-то обобщенное выражение «всякая птица» и появляется в рассказе о пятом дне творения.

1. Этимология ивритского слова «танниним» не вполне ясна. Вслед за комментатором Библии Раши (см. его комментарии к стиху 1: 21), традиционно переводят это как «морские создания». Такой перевод подсказывается также сравнением между стихами 1: 20 и 1: 21. Для более подробной информации на эту тему, см. Rabbi Е. Munk, The Seven Days of the Beginning (Jerusalem: Feldheim, 1974), стр. 77—79. В своей книге рабби Мунк дает исчерпывающий анализ библейской этимологии, относящейся к первой главе Книги Бытия.

2. M.A.S. McMenamin, Scientific American, т. 256, апрель 1987, стр. 90.

3. F.H. Shu, The Physical Universe (Mill Valley, Calif.: University Science Books, 1982), стр. 503, 545.

4. D.G. Smith, chief ed.. The Cambridge Encyclopedia of Earth Sciences (Cambridge University Press, 1981), стр. 370-371.

5. McMenain, стр. 84.

6. Smith, стр. 371.

7. P. Cloud, Scientific American, т. 249, сентябрь 1983,стр. 143.

8. McMenamin, стр. 84.

9. Smith, стр. 370.

10. Cloud, стр. 135.

11. Smith, стр. 371.

12. McMenamin, стр. 91.

13. Cloud, стр. 144.

14. McMenamin, стр. 92.

15. Там же, стр. 84.

16. Там же.

17. Р. Farb, The Insects (New York: Time Books, 1972), стр. 18.

18. Там же, стр. 12.

19. Там же, стр. 17.

20. McMenamin, стр. 91.

21. Smith, стр. 371.

22. McMenamin, стр. 84.

23. Shu, стр. 503.

24. McMenamin, стр. 84.

25. Smith, стр. 370/

26. McMenamin, стр. 90.

27. Smith, стр. 371.

28. Радак дает этот комментарий к тем же словам в стихе 7: 14. Подобные утверждения относительно этих слов в стихе 7: 14 имеются также у Раши и других комментаторов, однако Радак выражается более недвусмысленно. Этот важный момент отмечен в: Е. Munk, The Seven Days of the Beginning (Jerusalem: Feldheim, 1974), стр. 79.

29. Shu, стр. 503.

30. Farb, стр. 17.

31. Smith, стр. 371.

Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше