Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Поскольку тело главным образом существует для поддержания самого себя: для еды, питья и прочего, а такие потребности, по всеобщему согласию, не существуют в Будущем мире, невозможно, чтобы там было и тело

На отношение Рамбама к воскрешению мертвых есть намек в его предисловии к главе «Хелек», там, где он добавляет к определению Основы: «И знай, что человек должен обязательно умереть и распасться на составные части, из которых был соединен». Подробно его точка зрения расписана в статье «Воскрешение мертвых». Там он говорит, что «воскрешение мертвых» станет частью того, что произойдет в период Машиаха. Тогда души вернутся в тела и заживут жизнью необычайно долгой и хорошей. Но и у этой жизни будет предел, и после нее наступит Будущий мир, в котором [у человека] уже не будет тела.

Рамбан же считал, что Будущий мир будет вместе с телом, но с таким, для поддержания которого необходимо «излияние святости», а не еда и питье. Вот что он говорит об этом: «Будущий мир — это не мир душ (который наступает сразу после смерти). Это мир, сотворенный уже готовым, где люди найдут воскрешение, с телом и душой… ведь постоянство бытия души — в ее единении с Высшим разумом, подобно ангелам, а власть души над телом нивелирует телесную природу настолько, что и тело начинает существовать, как душа: без еды и питья».

Рамбам считал, что для тела просто нет места в рамках Будущего мира, как цитирует Рамбан (конце книги «Врата воздаяния») из его «Свитка воскрешения мертвых»: «Мы верим, и это верно с точки зрения любого разумного человека, что обитатели Будущего мира — это души без тел, подобные ангелам. А доказательство этому в том, что тело составлено из инструментов, необходимых для действий души. А тело в целом существует для одной цели — поглощения пищи ради поддержания самого тела, и порождения им своего подобия, ради сохранения вида. А когда эти цели потеряют смысл, в нем не будет нужды в Будущем мире.

Так об этом и говорили многие мудрецы, объясняя высказывание: “Нет там ни еды, ни питья, и нет размножения…” (Брахот 17а). Поэтому они утверждали, что там (в Будущем мире) нет тела, — ведь Всевышний, благословен Он, не создает ничего бесполезного — все, что Творец делает, Он делает ради чего-то. Не могут Его деяния уподобиться деяниям идолопоклонников: “глаза у них[1], но они не видят, уши у них, но не слышат”».

Как мы видим, поскольку тело главным образом существует для поддержания самого себя: для еды, питья и прочего, а такие потребности, по всеобщему согласию, не существуют в Будущем мире, невозможно, чтобы там было и тело. Ведь Всевышний не делает бессмысленных вещей.

Рамбан здесь не объясняет прямо, какова, по его мнению, необходимость тела в мире, где обычные функции тела не действуют. Но он приводит подтверждение своим словам из слов мудрецов. Одно из доказательств основано на Мишне и ее объяснении Гемарой в начале главы «Хелек» (Сангедрин 90а): «У каждого еврея есть доля в Будущем мире, а вот те, у кого нет доли в Будущем мире: утверждающий, что нет воскрешения мертвых в Торе…». И в Гемаре это объясняется так: «Он отрицает воскрешение мертвых, поэтому у него не будет удела с ними». Как мы видим, понятие «Будущий мир» относится к тем, кто восстанет из мертвых, как и утверждает Рамбан.

Но Рамбам ответил бы на это, что награда разделена на две части — есть жизнь после воскрешения мертвых, но это еще не Будущий мир, который и есть конечная цель, а в нем жизнь уже без тела. Как и сказано в приведенном им отрывке Талмуда: «В Будущем мире нет ни еды, ни питья, ни размножения, ни торговых операций, а только праведники сидят, и короны у них на головах, и они наслаждаются сиянием “Б-жественного присутствия”» (Брахот 17а). Как мы видим, в Будущем мире нет никакого смысла в наличии тела.

И по мнению Рамбама, переход из мира воскрешения в Будущий мир тоже не является смертью.

Как мы поняли, Рамбам считал, что воскрешение мертвых произойдет в эпоху Машиаха, и тело, полученное человеком тогда, не сохранится в Будущем мире, который и есть конечная цель. Но очевидно, что переход от жизни после воскрешения к Будущему миру происходит без смерти. Само воскрешение приходит для того, чтобы отменить смерть: «Поглотил смерть навеки» (Йешаяу 25:8). Предположение, что человек воскреснет ради того, чтобы потом умереть снова, бессмысленно, ибо отрицает само себя. Смерть была приговором Адаму за грех, а воскрешение исправляет и грех, и его последствия.

Переход в Будущий мир, то есть переход от ограниченной жизни к жизни без границ, не совершится посредством смерти. Это переход совершенно иной природы, подобный тому, как вознесся на небеса пророк Элияу. С ним уже в этом мире произошло то, что может стать примером, как именно можно оставить низменное в своей материальности тело, присущее этому миру, и перейти к жизни в теле, способном существовать вечно. Именно так следует понимать мишну в конце трактата Сота: «Рав Пинхас бен Яир сказал: “Расторопность приводит к чистоте, чистота приводит к просветленности… а благочестие приводит к духу Святости, а дух Святости приводит к воскрешению мертвых — а воскрешение мертвых пришло благодаря Элияу, доброй памяти”.»

Как мы видим, источником понятия «воскрешение мертвых» служит именно история Элияу. Именно он жив и существует в мире, миновав смерть, на которую был обречен Адам. Именно Элияу принес в мир жизнь, в которой не может быть смерти. Его жизнь и есть образец жизни после воскрешения. С этим согласен и Рамбам.

Когда человек покидает свой прежний уровень, продвигаясь и достигая следующего, предшествующий уровень оказывается только инструментом и средством и уже не имеет собственной ценности; он уходит после того, как человек удостоился нового уровня.

После воскрешения мертвых жизнь будет похожа на жизнь Элияу. Тело исчезнет само собой в силу его бесполезности, как нечто, исполнившее свою роль и потерявшее смысл своего существования. Такова точка зрения Рамбама, — ведь Всевышний не делает ничего, что не имело бы смысла. И после того как что-либо исполнило свое назначение, и в нем больше нет нужды, оно исчезает само собой, — ведь любое бытие вызвано некоей необходимостью.


[1] «Они» — это результаты действий идолопоклонников: истуканы, сделанные их руками.


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше