Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Сколько дают бедному? Столько, сколько ему не хватает. То есть, если речь идет о бедном, получающем милостыню тайно, жители города должны дать ему все недостающее.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Биография выдающегося законоучителя и каббалиста

Раби Давид бар Шломо Ибн Зимра (Радваз; 5240-5334 /1480-1574/ гг.) – глава еврейских общин Египта и Земли Израиля.

Родился в Испании; в возрасте двенадцати лет покинул страну вместе с другими изгнанниками. В 5253 /1493/ году семья прибыла в Цфат. Юный Давид Ибн Зимра учился у знаменитого праведника и чудотворца р. Йосефа Сарагоси, жившего в деревне Эйн-Зейтун возле Цфата.

По завершении периода ученичества Ибн Зимра переселился в Йерушалаим. Спустя несколько лет он посетил Марокко, а в 5272 /1512/ году обосновался в Каире, столице Египта. Здесь он стал городским даяном (судьей), а затем – главным раввином Каира и всей страны.

Ибн Зимра был очень богат – он составил значительное состояние на международной торговле кожами и зерном, опередив в конкурентной борьбе даже знаменитые купеческие «дома» из Венеции. Значительную часть своих доходов он тратил на благотворительные цели – а за свою обширную деятельность в качестве раввина он не принимал никакого вознаграждения (Праким бетолдот Исраэль ч.2).

На свои средства он основал в Каире ешиву. Его ближайшими учениками были р. Бецалель Ашкенази (Шита мекубецет; см.) и р. Ицхак Лурия (Аризаль; см.), ставшие духовными лидерами следующего поколения евреев Святой Земли, а также р. Яаков Кастро (Маарикаш; см.), будущий глава евреев Египта.

Возглавляя еврейскую общину Египта в течение сорока лет, Ибн Зимра стал одним из самых авторитетных посеков (законоучителей) в своем поколении – со всех концов диаспоры обращались к нему за разрешением спорных вопросов. Сохранилось более трех тысяч его письменных ответов – респонсов, большая часть из которых напечатана в различных алахических сборниках.

В своих псаках он склонялся к взвешенным и мягким решениям, поясняя: «Я не нахожу возможным вводить новые устрожения в тех законах, в которых не устрожали прежние поколения. Дай Б-г, чтобы сыны Израиля соблюдали то, что уже на них возложено, – а тот, кто стремится предъявлять к народу максимальные требования, обычно остается ни с чем».

Его респонсы свидетельствуют, что он был выдающимся знатоком всех разделов Торы, а также глубоким специалистом в астрономии, медицине и других областях знаний.

В одном из своих респонсов он подчеркивал, что «великие еврейские мудрецы прежних поколений занимались изучением философии Аристотеля и других наук: среди них Сеадья Гаон и Ай Гаон, р. Шломо Ибн Габироль и р. Йеуда Алеви, р. Авраам Ибн Эзра и Рамбам». И, тем не менее, по его собственному признанию, он «не рекомендовал своим учениками заниматься философией, потому что в наше время ее источники замутились, а сердца измельчали» (т.е. сердца его современников уже были не в состоянии, восприняв чуждое Торе мировоззрение, сохранить чистоту веры).

В 5312 /1552/ году Радваз (аббревиатура слов «раби Давид бен Зимра») возвратился в Землю Израиля и стал раввином Йерушалаима. Несмотря на то, что он уже перешагнул порог своего семидесятилетия, Радваз был полон энергии и жизненных сил, – под его влиянием в общине святого города началось духовное пробуждение.

Здесь, в Йерушалаиме, Радваз завершил свои знаменитые комментарии к целому ряду разделов кодекса Рамбама (см.) Мишнэ Тора.

Впервые его комментарии были опубликованы в 5517 /1757/ году в типографии турецкого города Измира (Смирны). В большинстве классических изданий кодекса Мишнэ Тора они печатаются рядом с основным текстом разделов Зераим и Афлаа (там, где отсутствует комментарий Магид мишнэ, составленный двумя веками раньше испанским мудрецом Доном Видалем Ди Толосой (см.).

Радваз создал также ряд кабалистических сочинений. В трактате Маген Давид (Щит Давида) приоткрываются тайны, связанные с буквами еврейского алфавита (впервые напечатан в типографии Амстердама в 5473 /1713/ г.). Трактат Мецудат Давид (Крепость Давида) посвящен кабалистическому анализу шестисот тринадцати заповедей Торы (впервые издан в 5622 /1862/ г.). Трактат Мигдаль Давид (Башня Давида) представляет собой кабалистический комментарий на Песнь Песней (впервые опубликован в 5643 /1883/ г. в типографии г. Львова).

В 5327 /1567/ году, после тринадцатилетнего пребывания в Йерушалаиме, Радваз был вынужден оставить город из-за непомерных поборов турецкого наместника, положившего глаз на его имущество. Радваз отправился в Цфат, чтобы провести последние годы жизни в сложившемся там кружке выдающихся знатоков закона и кабалы. Едва лишь праведный старец приблизился к черте города, вся община Цфата во главе с восьмидесятилетним р. Йосефом Каро (см.), автором кодекса Шульхан арух, вышла ему навстречу, чтобы оказать особый почет.

Вместе с р. Йосефом Каро и главным раввином Цфата р. Моше Терани (Мабитом; см.) Радваз принимал участие в деятельности раввинского суда, которым был в тот период самым авторитетным в еврейском мире, – и он на правах старейшины получил почетное право возглавлять судебные заседания.

Раби Давид Ибн Зимра умер в Цфате в 5334 /1574/ году – ему было девяносто четыре года.

Погребен на старинном кладбище Цфата.

Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию и обязан был «играть» по правилам, установленным в Алахе (Еврейском законе). Читать дальше

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Этер-иска

Толдот Йешурун

Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска

Ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Сущность конфликта между кредиторами, одалживающими деньги. Люди не обязаны терпеть убытки из-за действий конкурентов.

Тора и бизнес. Этер-иска — партнерство при займе

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Запрет Торы получать проценты прекрасно уживается с современной экономикой. Две стороны могут заключить между собой договор этер-иска , который позволяет получать плоды от прибыли и защищает от нарушения заповеди.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Владение акциями, или что такое «право собственности» по Торе

Рав Шимон Соскин

Современное акционерное общество представляет собой частный случай и классический пример другого, более общего понятия «новой» экономики — товарищества с ограниченной ответственностью

Ссуда под проценты

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Тора и бизнес. Конкуренция и реклама

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Можно рекламировать свои услуги, но нельзя переманивать клиентов конкурирующих фирм. Реклама имеет полное право на существование, если ее посылы правдивы и не скрывают изъяны продукции.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Соблазнение покупателей одной компании перейти в другую, ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Существует ли запрет на переманивание клиентов в другую компанию? У продавцов нет априори какого-либо изначального права на деньги покупателей.

Тора и бизнес. Определение понятия запрещенного процента (рибит)

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Процент — это не только сумма, возвращаемая сверх займа. Под это понятие подпадают и излишняя вежливость, проявленная по отношению к заимодавцу, продажа ему товаров по сниженным расценкам и многое другое.

Тора и бизнес. Возврат долга

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора обязывать евреев помогать нуждающимся и ссужать им деньги. Получатель займа обязан взять лишь ту сумму, которую он сможет вернуть. Дающий в долг должен настоять на составлении расписки, которая будет иметь юридическую силу.