Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Наш главный враг — невежество. Изучайте все духовное наследие нашего народа: Талмуд, законы. И не из выгоды, а ради самого Учения»Рав Шимшон Рефаэль Гирш, “Мысли и афоризмы”
Тема

Раби Авраам ибн Эзра

Выдающийся комментатор Писания, философ, астроном, поэт и исследователь языка Торы.

Оглавление

Ибн Эзра — поэт, мыслитель и мудрец [↑]

Раби Авраам Ибн Эзра — выдающийся комментатор Писания, философ, астроном, поэт и исследователь языка Торы. Годы жизни раби Авраама Ибн Эзры: ок. 4852-4927 (ок.1092-1167) гг.

Раби Авраам Ибн Эзра родился в г. Толедо, столице Кастилии.

Получил энциклопедическое образование, которое пополнял в течение всей жизни. Уже в молодые годы приобрел поэтическую известность. Пытался зарабатывать на жизнь астрологическими прогнозами, но удача не сопутствовала ему.

В одном из стихотворений Ибн Эзра сетовал на то, что при его рождении «звезды вступили в заговор», и поэтому он не в состоянии преуспеть ни в каких делах. Гиперболизируя свое фатальное невезение, поэт говорил: «Если бы я торговал свечами, то солнце не заходило бы до конца моих дней, а если бы я торговал саванами, то люди перестали бы умирать». Эти строки Ибн Эзры стали пословицей.

Близкая дружба связывала Ибн Эзру с величайшим поэтом «золотого века» р. Йеудой Алеви, автором книги Кузари, который был почти на двадцать лет старше. Р. Йеуда Алеви стал основным наставником Ибн Эзры не только в поэтическом мастерстве, но и в постижении мудрости Торы: в своих знаменитых комментариях на Тору, созданных уже после смерти р. Йеуды Алеви, Ибн Эзра многократно ссылается на его мнения.

В течение ряда лет Ибн Эзра сопровождал своего наставника в его вынужденных странствиях по Испании и Северной Африке. По свидетельству ряда хронистов, он взял в жены единственную дочь р. Йеуды Алеви ( Седер адорот).

Путешествия Ибн Эзры [↑]

В 4900 (1140) году, когда р. Йеуда Алеви отправился в свое последнее путешествие на Святую Землю, Ибн Эзра также навсегда покинул Испанию. Несколько лет он провел в Италии, преподавая в ешиве г. Рима — его уроки собирали множество слушателей, приезжавших из разных стран.

В этот период Ибн Эзра начал работу над своими комментариями: основное внимание он уделял точному пониманию пшата (прямого смысла стихов Торы) и грамматическому анализу сложных форм. Комментарии писались на святом языке и, не требуя перевода, были доступны знатокам Торы во всей диаспоре.

Как известно из упоминания даты в одной из книг Ибн Эзры, в 4906 (1146) году он был еще в Риме, — в последующие годы он переселяется во Францию, а затем — в Англию.

Особенно горячий прием ожидал его среди знатоков Торы Франции, где его комментарии вызвали большой интерес, — и поэтому работа более всего продвинулась именно в период его пребывания во Франции.

В г. Труа Ибн Эзра сблизился с внуком великого Раши и общепризнанным главою мудрецов Франции рабейну Тамом. Следы их совместных исследований сохранились в комментариях Тосафот (Рош ашана 13а, Кидушин 37б), где приводится фрагмент их дискуссии, связанной с наиболее точным пониманием слов Торы.

В Англии Ибн Эзра столкнулся с общиной евреев, оторванных от традиции: например, многие из них были убеждены, что еврейский Шабат начинается не с вечера, а с утра — так же, как и праздничные дни неевреев. Специально для этой общины Ибн Эзра написал свое знаменитое исследование Игерет Шабат, в котором разъясняется, почему еврейские сутки, в том числе и сутки святого Шабата, начинаются с вечера. Эта книга увидела свет в Лондоне, в 10-ый день месяца Тевета 4919 (1159) года.

Последние годы жизни Ибн Эзра провел на востоке: он побывал в Египте, где встречался с великим мыслителем и врачом Рамбамом, затем совершил паломничество в Землю Израиля, посетил Ирак, Персию и добрался до Индии (Праким бетолдот Исраэль).

Труды и значение раби Ибн Эзры [↑]

Во время всех этих странствий Ибн Эзра продолжал свой основной труд — он прокомментировал не только все Пятикнижие, но и почти все книги ТаНаХа. Вместе с тем, переезжая из страны в страну, он создал более ста трактатов по многим областям знания, в которых считался выдающимся знатоком, — именно гонорары за эти книги были основным источником существования его семьи.

В двух своих наиболее значительных философских трактатах — Йесод Мора и Сефер Ашем — Ибн Эзра попытался творчески использовать идеи неоплатоников для углубленной интерпретации еврейских духовных ценностей. Эти его книги развивали то направление в еврейской мысли «золотого века», которое было заявлено трактатом р. Шломо Ибн Габироля «Источник жизни».

В трактатах, посвященных языку Торы — Меазней лашон аКадош, Сафа Брура и многих других, Ибн Эзра обобщает и систематизирует открытия исследователей предыдущего поколения, создавая цельную систему грамматики еврейского языка.

Из целого ряда его книг по математике наибольшей известностью пользовалась Сефер аМиспар, а среди исследований по астрономии и астрологии — трактаты Сефер аибур и Таамей аЛухот.

На протяжении всей жизни Ибн Эзра создавал стихотворения и песни, многие из которых стали знаменитыми, а впоследствии были включены в молитвенники и праздничных Махзоры — сборники молитв. Две его песни традиционно исполняются во время субботних трапез: вечером — проникновенный гимн Либи увсари (Мое сердце и моя плоть воспевают Б-га Живого), а утром — пиют Ки эшмера шабат («Если я буду хранить шабат, Г-сподь будет хранить меня»).

В одном из стихотворений Ибн Эзра говорит об особенностях, отличающих еврейскую поэзию от всех прочих. Он пишет: «Арабы слагают песни о любовной неге, потомки Эдома — о битвах и доблестных рыцарях, …поэзия индусов полна загадок и притч, но лишь евреи воспевают славу Творца Вселенной».

На закате дней Ибн Эзра решил вернуться на землю, где прошла его молодость. В первый день месяца Адара 4927 (1167) года он скончался в возрасте семидесяти пяти лет — на границе между Наваррой и Кастилией, страной своего рождения.

Выводить материалы