Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек, желающий получить заслугу перед Б-гом, пусть смирит свое злое начало и разожмет свою руку, и все, что он приобретает ради Небес, пусть будет самым качественным и самым красивым: если он построил дом для молитвы, пусть он будет красивее, чем тот дом, в котором он живет; если он решил накормить голодного, пусть даст ему самое лучшее и самое сладкое, что есть на столе; если он решил одеть нагого, пусть оденет его в самую лучшую свою одежду;»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Выдающийся раввин и мыслитель, поэт и философ, автор пиюта «Адон Олам»

Раби Шломо бар Йеуда Ибн Габироль (ок. 4782—4818 /ок. 1022—1058/) — выдающийся мудрец, поэт и философ.

Родился в городе Малаге; в детстве переехал с семьей в Сарагосу, расположенную в христианской части Испании. Получил всестороннее образование, включающее познания в философии, естествознании и астрономии.

Рано осиротел; в шестнадцать лет начал писать стихи, в которых сетовал на несчастия, выпавшие ему на долю, на свое сиротство и одиночество. Около 4799 /1039/ года Ибн Габироль возвратился в г. Малагу и там вошел в круг знатоков Торы, которых сплотил р. Шмуэль Анагид (см.). Он продолжил изучать Талмуд из уст выдающегося знатока устной традиции р. Нисима Гаона (см.), который находился тогда в Испании.

В этот период были созданы наиболее значительные поэтические произведения Ибн Габироля: духовные гимны, песни, элегии. Большинство его стихов включают в себя аллюзии и парафразы из Священного Писания, Талмуда и мидрашей, а также из сочинений по кабале. Поэзию Ибн Габироля отличает совершенное владение святым языком и удивительная пластичность языковых средств.

Впоследствии многие стихи Ибн Габироля были включены в литургию будней и праздников. Особенно знамениты его исповедальная элегия Кетер мальхут, произносимая в Йом кипур, и величественный пиют Адон олам, воспевающий Творца мира.

Ибн Габироль составил также труд по еврейской этике Тикун амидот.

Основной философский труд Ибн Габироля «Источник жизни» целиком сохранился лишь в латинском переводе. В этом трактате Ибн Габироль исследует связь и взаимодействие бессмертной души и смертного тела.

В то же время в латинском переводе «Источник жизни» (Fons vitae) широко изучался католическими богословами и мистиками, не предполагавшими, что автор, которого они называли на латыни Авицеброн, не христианин. «Источник жизни» также существенно повлиял на формирование мировоззрения итальянского мыслителя эпохи Возрождения Джордано Бруно.

Ибн Габироль был убит в Валенсии совсем молодым.

По преданию, он был убит арабом, который завидовал его поэтическому дарованию и мудрости. Чтобы скрыть свое преступление, убийца закопал тело поэта под одной из смоковниц в своем саду. Это дерево расцвело значительно раньше срока и дало невиданное количество крупных и красивых плодов. На чудесную смоковницу обратил внимание халиф: его слуги допросили хозяина сада — и преступление раскрылось (Седер адорот).

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Хотя Лея и была не самой любимой — свою вторую жену, Рахель, Яаков любил сильнее — именно от Леи ведут свой род половина израильских колен, в том числе, колено Йеуды. И именно Лея похоронена рядом Яковом в Хевроне. Читать дальше