Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся раввин и мыслитель, поэт и философ, автор пиюта «Адон Олам»

Раби Шломо бар Йеуда Ибн Габироль (ок. 4782—4818 /ок. 1022—1058/) — выдающийся мудрец, поэт и философ.

Родился в городе Малаге; в детстве переехал с семьей в Сарагосу, расположенную в христианской части Испании. Получил всестороннее образование, включающее познания в философии, естествознании и астрономии.

Рано осиротел; в шестнадцать лет начал писать стихи, в которых сетовал на несчастия, выпавшие ему на долю, на свое сиротство и одиночество. Около 4799 /1039/ года Ибн Габироль возвратился в г. Малагу и там вошел в круг знатоков Торы, которых сплотил р. Шмуэль Анагид (см.). Он продолжил изучать Талмуд из уст выдающегося знатока устной традиции р. Нисима Гаона (см.), который находился тогда в Испании.

В этот период были созданы наиболее значительные поэтические произведения Ибн Габироля: духовные гимны, песни, элегии. Большинство его стихов включают в себя аллюзии и парафразы из Священного Писания, Талмуда и мидрашей, а также из сочинений по кабале. Поэзию Ибн Габироля отличает совершенное владение святым языком и удивительная пластичность языковых средств.

Впоследствии многие стихи Ибн Габироля были включены в литургию будней и праздников. Особенно знамениты его исповедальная элегия Кетер мальхут, произносимая в Йом кипур, и величественный пиют Адон олам, воспевающий Творца мира.

Ибн Габироль составил также труд по еврейской этике Тикун амидот.

Основной философский труд Ибн Габироля «Источник жизни» целиком сохранился лишь в латинском переводе. В этом трактате Ибн Габироль исследует связь и взаимодействие бессмертной души и смертного тела.

В то же время в латинском переводе «Источник жизни» (Fons vitae) широко изучался католическими богословами и мистиками, не предполагавшими, что автор, которого они называли на латыни Авицеброн, не христианин. «Источник жизни» также существенно повлиял на формирование мировоззрения итальянского мыслителя эпохи Возрождения Джордано Бруно.

Ибн Габироль был убит в Валенсии совсем молодым.

По преданию, он был убит арабом, который завидовал его поэтическому дарованию и мудрости. Чтобы скрыть свое преступление, убийца закопал тело поэта под одной из смоковниц в своем саду. Это дерево расцвело значительно раньше срока и дало невиданное количество крупных и красивых плодов. На чудесную смоковницу обратил внимание халиф: его слуги допросили хозяина сада — и преступление раскрылось (Седер адорот).

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Ту биШват — 15 Швата — также называют «Новым годом деревьев». В чем суть этого дня и как это связано с деревьями? Каковы обычаи и традиции Ту биШват? Читать дальше

Ту биШват. Во славу Эрец Исраэль

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Недельная глава «Бешалах». Ту БиШват – новый год деревьев

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Человек сравнивается с деревом, как сказано «ибо человек — дерево полевое».

Молитва о прекрасном этроге

Редакция Толдот.ру

Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот.

Ту-бишват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват

Ту биШват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

15-е число месяца шват. Новый год деревьев. «Ту» — 15 (числовое значение буквы тет — 9, буквы вав — 6), «би-шват» — «в месяце шват».

Ту биШват. Как благословляют на плоды?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.

Ту биШват без насекомых

Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Насекомые в пище, кроме того, что просто неприятны, еще и запрещены еврею Торой. Чаще всего местами их обитания являются свежие и сушеные ягоды и фрукты. А именно они — традиционное блюдо наступающего через неделю Ту биШвата. Как показывает опыт, простая проверка и мытье плода не всегда может уберечь от употребления в пищу насекомых. Представляем вам список указаний по проверке различных плодов, составленный равом Моше Вая, шлита, перевод рава Давида Вертлиба, 2013 год.

С Новым Годом!

Рав Натан Шустин