Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Испания, Адон Олам, Александр Кац, Еврейская поэзия, Раби Шломо ибн Габироль
Раби Шломо бар Йеуда Ибн Габироль (ок. 4782—4818 /ок. 1022—1058/) — выдающийся мудрец, поэт и философ.
Родился в городе Малаге; в детстве переехал с семьей в Сарагосу, расположенную в христианской части Испании. Получил всестороннее образование, включающее познания в философии, естествознании и астрономии.
Рано осиротел; в шестнадцать лет начал писать стихи, в которых сетовал на несчастия, выпавшие ему на долю, на свое сиротство и одиночество. Около 4799 /1039/ года Ибн Габироль возвратился в г. Малагу и там вошел в круг знатоков Торы, которых сплотил р. Шмуэль Анагид (см.). Он продолжил изучать Талмуд из уст выдающегося знатока устной традиции р. Нисима Гаона (см.), который находился тогда в Испании.
В этот период были созданы наиболее значительные поэтические произведения Ибн Габироля: духовные гимны, песни, элегии. Большинство его стихов включают в себя аллюзии и парафразы из Священного Писания, Талмуда и мидрашей, а также из сочинений по кабале. Поэзию Ибн Габироля отличает совершенное владение святым языком и удивительная пластичность языковых средств.
Впоследствии многие стихи Ибн Габироля были включены в литургию будней и праздников. Особенно знамениты его исповедальная элегия Кетер мальхут, произносимая в Йом кипур, и величественный пиют Адон Олам, воспевающий Творца мира.
Ибн Габироль составил также труд по еврейской этике Тикун амидот.
Основной философский труд Ибн Габироля «Источник жизни» целиком сохранился лишь в латинском переводе. В этом трактате Ибн Габироль исследует связь и взаимодействие бессмертной души и смертного тела.
В то же время в латинском переводе «Источник жизни» (Fons vitae) широко изучался католическими богословами и мистиками, не предполагавшими, что автор, которого они называли на латыни Авицеброн, не христианин. «Источник жизни» также существенно повлиял на формирование мировоззрения итальянского мыслителя эпохи Возрождения Джордано Бруно.
Ибн Габироль был убит в Валенсии совсем молодым.
По преданию, он был убит арабом, который завидовал его поэтическому дарованию и мудрости. Чтобы скрыть свое преступление, убийца закопал тело поэта под одной из смоковниц в своем саду. Это дерево расцвело значительно раньше срока и дало невиданное количество крупных и красивых плодов. На чудесную смоковницу обратил внимание халиф: его слуги допросили хозяина сада — и преступление раскрылось (Седер адорот).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо