Из цикла «Врата востока», темы: Ибн Эзра, Врата востока, Хукат, Антисемитизм, Миква, Рамбам, Муж и Жена, Исраэль Спектор
“…на чистое место, дабы было это у общины сынов Израиля в хранении для воды очистительной; это очищение от греха” (19:9)
Раби Ицхак Абухацира (Баба Хаки) боролся за сохранение чистоты еврейской семьи. Однажды стало ему известно, что в одном из поселений Галилеи руководитель местного совета решил, что миква будет открыта лишь раз в неделю, в пятницу. Все просьбы и жалобы жителей поселения на тяготы и неудобства, связанные с закрытием миквы, остались без ответа. Одна из жительниц написала письмо Бабе Хаки. Рав, получив письмо, оставил все свои дела и тут же поехал в Галилею. Прибыв на место, он собрал членов местного и религиозного советов и потребовал от них объяснений. Ему ответили, что нет денег для содержания миквы: отопление испорчено, не хватает воды. Рав молчал, и все решили, что убедили его.
И вдруг рав закричал в полный голос: “Знайте, что все отговорки не спасут вас в день суда! Чистота дочерей Израиля выше любого бюджета и расхода! Я требую сейчас же выделить необходимую сумму и привести рабочих для починки всего, то требуется — и тут же — пока я здесь! И того, кто задержит исполнение, ожидает Б-жественное наказание!
И проблемы бюджета разрешились: привели рабочих, и миква открылась…
“Вот закон: если человек умрёт в шатре” (19:14)
“Слова Торы осуществляются только в том, кто умерщвляет себя над нею, а бедный считается как мёртвый” (Брахот 63б)
Рабейну Авраам ибн Эзра писал в своём знаменитом стихотворении: “Если бы я продавал свечи, солнце не зашло бы до моей смерти; если бы продавал саваны, люди прекратили бы умирать”. Скитаясь, прибыл р. Авраам в Египет и хотел встретиться с Рамбамом. Но каждый раз, приходя к Рамбаму домой, не заставал его: “Если я приходил утром, говорили, что уже уехал; если приходил вечером, говорили, что еще не вернулся или уже пошёл спать — не дай Б-г бедному, родившемуся без звезды благоприятствующей”. Посему решил р. Авраам найти Рамбама в больнице, где тот принимал как врач. Притворился р. Авраам больным и стал ждать. Пришёл Рамбам, посмотрел на него и выписал ему лекарство:400 золотых динаров…
* * *
Раби Эзра Атья учился в паре с р. Моше Адасом, сыном руководителя ешивы. Мало было им обычных часов учебы — с раннего утра до позднего вечера, — так они решили добавить еще несколько часов. Как-то раз глава ешивы р. Авраам Хаим Адас появился там ночью и увидел двух учеников, занимающихся в столь позднее время. Рав обратился к р. Эзре и спросил: “Эзра! Ешь ли ты каждый день унцию мяса?” Ответил р. Эзра: «Нет!” — не понимая, куда клонит р. Авраам. «Если бы ты ел мясо каждый день, то мог бы учиться дополнительный час. Но поскольку не делаешь этого, лучше пойди пораньше спать”, — сказал р. Авраам.
Оба ученика закрыли свои книги и пошли спать. Р. Моше из уважения к отцу, а р. Эзра — из уважения к своему учителю р. Аврааму.
“…и оплакивал Аарона тридцать дней весь дом Израиля” (20:29)
Как-то сидел рав Хизкия Акоэн Рабин из Бухары за субботней трапезой. Вдруг посреди трапезы стучатся в дом рава муж с женой, а в руках у мужа кастрюля с хамин — традиционной субботней едой. Муж, знакомый раву как один из городских мясников, продемонстрировал содержимое кастрюли и сказал: “Уважаемый рав, рассудите нас с женой. Она сожгла хамин, и потому я хочу развестись” (в соответствии со словами Бейт Илель в трактате Гитин 90а).
Но Творец всё делает по-своему: случилось в этот шабат, что хамин рабанит тоже подгорел. Тут же попросил рав жену: “Пойди, пожалуйста, принеси наш хамин, чтобы мясник увидел его и успокоился”.
Сказал рав: “Если так, то я тоже должен развестись? Ты пришёл с обидой на жену ко мне, а я, к кому я пойду пожаловаться на жену?
Знай же, сын мой, не виновата она, что еда подгорела, не от нее это зависит. Просто, вчера было очень жарко. В такие дни огонь разгорается сильнее, и еда может подгореть. Слава Б-гу, здесь, в Бухаре, всё есть, еда в изобилии в каждом доме и, в особенности у тебя, мясника, нет недостатка в мясе и птице — съешь что-нибудь другое. И если один шабат не поешь хамин, мир не перевернется!”
Тут же сказал мясник: “Утешился я, и да простит мне рав и то, что помешал ему посреди трапезы, и то, что увидел я хамин рава”. Пошли они домой и жили потом в мире и согласии.
“И послал Г-сподь на народ ядовитых змей, и жалили они народ, и умерло много народу из Израиля” (21:6)
Пришёл змей, наказанный за злословие, и наказал тех, кто злословил, по принципу “мера за меру” (Раши).
Однажды французский консул в Арам Цове сообщил, что у французского подданного украдена из дома крупная сумма. Когда спросили его полицейские, кого он подозревает, то консул ответил, что подозревает двух евреев, работавших в доме. Арестовали евреев, провели расследование, но не нашли оснований для обвинения. Поэтому полицейские решили освободить евреев и рассмотреть другие версии. Тут вмешался французский консул, утверждавший, что никто, кроме арестованных евреев, не мог украсть деньги. Если они и отрицают это, то только потому, что пытали их недостаточно!
В те дни (около ста лет тому назад) консул был фактическим правителем Сирии, поэтому местные власти боялись его разозлить и посему начали пытать невинных евреев страшными пытками, только бы те признались в том, чего не совершали!
Пробовали смягчить сердце консула — но бесполезно. Пришли и рассказали всё раву Нисиму Арари-Рафумо.
Рав отправился в синагогу, открыл дверь ковчега, где хранилась Тора, — и проклял консула!
В это время консул ехал на лошади по городу. Вдруг лошадь взбрыкнула и, сбросив с себя седока, стала топтать его. С большим трудом успокоили лошадь, но было уже поздно. Консул умер в страшных мучениях. Власти усмотрели в происшедшем руку Всевышнего и освободили заключённых!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»