Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография автора этического трактата Решит хохма

Раби Элияу бар Моше Ди Видас (ок. 5270-ок. 5345 /ок. 1510-ок. 1585/ гг.) – выдающийся кабалист, автор этического трактата Решит хохма (Начало мудрости).

Жил в Цфате. Изучал тайны кабалы у р. Моше Кордоверо, а затем и у р. Ицхака Лурии (Аризаля) – оба наставника были гораздо моложе.

Восемнадцатого адара 5335 /1575/ года завершил работу над трактатом Решит хохма, ставшим одним из шедевров литературы мусара. Книга разделена на пять больших частей, посвященных, соответственно, трепету перед Всевышним, любви к Нему, раскаянию в грехах, святости и смирению. В книге исследуются пути подлинного служения Всевышнему – она стала руководством для приобретения тех свойств и качеств характера, которые необходимы для такого служения. По ходу изложения автор часто ссылается на своих учителей, р. Кордоверо и Аризаля, – и весь трактат проникнут духом кабалы.

Впервые книга была издана в Венеции, в 5338 /1578/ году – еще при жизни автора. Она пользовалась популярностью во всех концах еврейского мира, и выдержала более сорока изданий.

В общинах йеменских евреев до сих пор принято после каждой утренней молитвы изучать отрывки из этой книги.

Последние годы жизни р. Элияу Ди Видас провел в Хевроне, там он и похоронен.

 

Из книги "Еврейские мудрецы", изд. Швут Ами


Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше

Пути праведников. Ложь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Неудачная покупка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Береги свою речь. Не верьте злословию!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

Синайское откровение - Десять заповедей

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.