Темы: Самопожертвование, Неевреи, Убийство, Бней Ноах, Спасение жизни, Вторая мировая война, Советский Союз, Материалы для Бней Ноах
Отец Менделя был один из ближайших учеников шестого Любавического ребе. Он занимался тем, что когда в каком-то городе закрывали ешиву или хедер, то он приезжал и заново тайно открывал.
Его отец был страшный курильщик. Прикуривал от одной закрутки другую. Его преследовали. Он переезжал из деревню в деревню. Прятался, каждую ночь ночевал в другом месте... И как-то в субботу ночью он проснулся ... Там горела керосиновая лампа. Он забыл про Шаббат – и от нее прикурил...
Затянулся - и понял, что нарушил Субботу...
Так он сразу бросил курить. Навсегда.
Его, конечно, преследовали и арестовали - он так и умер в сталинской тюрьме. Так Мендель мне рассказывал...
Сам Мендель до войны учился в ешиве, с трудом понимал по-русски. Когда началась война, его взяли в армию и послали на фронт, под Ригу. Показали за два дня, куда нажимать, чтобы выскочил патрон. И куда бежать.
Утром просыпаются - громкоговорители сообщают:
- Сдавайтесь в плен, вы окружены. Мы рассстреливаем коммунистов и евреев, а вам, русским братьям, будет хорошо.
Вся часть сдалась в плен.
Построили их и говорят:
- Коммунисты, офицеры и евреи! Шаг вперед!
Он стоит. Его то один, то другой подталкивает, - а он продолжает стоять. А коммунистов и евреев выталкивают...
Он остался в строю.
Потом начали распределять.
- Кто слесарь, кто плотник – шаг вперед!
Он стал думать: Какую же специальность назвать?
Кричат: дровосеки!
Решил, что дрова колоть он тоже сможет. И он вышел.
Стали распределять их по парам. Давали пилу и топор. Русские ребята быстренько находили там друг друга. А с ним никто не хочет быть напарником!
Видит: стоит пожилой солдат. Он к нему:
- Возьми меня к себе в пару.
- Хорошо, хлопчик.
Стали записывать, кто какой национальности. Решил, что он скажет, что он чувашин – акцент у него сильный. Потом пошли дрова колоть.
Тот говорит:
- Вижу я, хлопчик, что ты не дровосек. Вижу. Но я тебя научу.
Пожалел его. Научил ставить пилу. Оказался таким приличным человеком.
Как-то в концлагере подходит к нему один здоровенный громила и говорит:
- Ты мне напоминаешь моего товарища Мишку, с которым мы вместе работали до войны. Если тебя кто-нибудь будет задевать, ты мне скажи.
Через несколько дней он слышит, сидят пленные и один говорит:
- Какой же он Мишка? Он же жид. Надо его заложить. Никакой он не чувашин.
Мендель тогда пошел к этому громиле и говорит:
- Тут есть один - хочет меня заложить. Говорит, что я жид.
- Ты только постой около него, а потом иди спать и будь спокоен.
Наутро того нашли с перерезанным горлом.
Мендель говорил, что тот бандюга до сегодняшнего дня стоит перед ним. Потому что он фактически спас ему жизнь.
Так Мендель Москалик мне рассказывал.
Потом, когда его освободили из концлагеря, он сказал о себе, что я, Мендель Москалик, еврей. Так его в советские лагеря послали. Почему живым сдался в плен? Как ты, еврей, выжил у немцев?
Когда вышел, то в Подмосковье жил. Потом в Ташкенте, где они познакомились с рав Зильбером.
Боялся он говорить, что его отец сидел в сталинских тюрьмах и был замучен там. Поэтому не сразу попытался вырваться в Израиль.
Но в 1972 году он уже начал копошиться, чтобы уехать.
Так его убили. Как бы сбили машиной.
Мой старший брат поехал его опознавать. Он увидел, что талит катан был без крови, а рубашка – в крови. Он спросил, как же так?!
Ему сказали:
- Ты хочешь сегодня доехать домой?
Мендель Москалик - он был очень честный человек. Очень боялся Б-га. И очень много помогал людям.
Он меня поучал:
- Яков, ну что ты так переживаешь? Чем я тебе могу помочь? Мита крэхцен? Стоном? Этот крэхцен я должен для себя. Ты эти заботы до пуговицы допускай, а дальше пуговицы - не надо.
Мне хочется, чтобы память о Менделе Москалике осталась...
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»