Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Спросили ученики у раби Нехонии: чем продлил ты дни свои? Ответил им: никогда в жизни я не возвышался засчёт унижения другого»В. Талмуд, Мегила 28а
Тема

Осквернение Имени Всевышнего — Хилуль а-Шем

Осквернение Имени Б-га — великое нарушение Торы, и наказание за него огромно. Что же понимается под Хилуль а-Шем?

Каждому человеку предписано сделать все возможное, чтобы не допустить, а по возможности — и предотвратить осквернение Имени Всевышнего, как сказано: «И да не оскверните вы Имени Моего святого» (Ваикра 22:32).

Осквернение Имени — это самое великое нарушение Торы, и наказание, полагающееся за него, огромно. Из этого закона Торы выводятся три основных запрета/предписания.

Первое из этих предписаний — идти на смерть ради исполнения Воли Творца в определенных ситуациях. Перечислим эти ситуации:

  1. Еврея принуждают изменить вере в присутствии других десяти евреев.
  2. Еврея принуждают нарушить любую заповедь Торы или даже просто обычай во времена гонений на еврейский народ, даже если при этом не присутствуют другие евреи.
  3. Еврея принуждают совершить один из трех тяжких грехов — служить идолам, вступить в запрещенную половую связь или убить человека, даже если при этом не присутствуют другие евреи и те, кто принуждает к греху, не стремятся добиться от него измены вере.

Если еврей преступает это предписание, он оскверняет Имя Всевышнего. Это — первый «вид» осквернения Имени.

Вторым «видом» осквернения Имени являются нарушения, которые человек совершает только для того, чтобы выразить пренебрежение к заповедям Всевышнего — «лэахис» (а не от сильного желания — «тэавон» — или от слабого характера, когда человек не в силах отказаться от какого-либо наслаждения или удовольствия).

Третий «вид» осквернения совершается тогда, когда человек, известный своими познаниями в Торе, делает то, что людям представляется недостойным, хотя и не является явным нарушением законов Торы или постановлений мудрецов.

Так, в Талмуде (Йома 86а) приведены слова великого мудреца Торы — Рава. Он говорит, что, если он возьмет в лавке товар и не заплатит за него сразу (т.е. ему запишут на счет, а заплатит он за все покупки в конце месяца), это для человека его уровня будет считаться осквернением Имени. Почему? Потому, что люди могут подумать, что он, пользуясь своим положением, берет товар и не платит за него.

Другой выдающийся мудрец Торы, раби Йоханан, говорит, что, если он пройдет четыре локтя без слов Торы и без тфилин, для него это будет считаться осквернением Имени Всевышнего. Почему? Потому, что люди могут не знать, что он после тяжелого умственного напряжения не в состоянии сосредоточиться на мыслях о Торе и о тфилин, и расценить его поведение как пренебрежение заповедями Творца.

Грех осквернения Имени настолько страшен, так что даже раскаяние и Йом-Кипур не может полностью искупить его. Человек должен в полной мере раскаяться в нем, но только смерть искупит его полностью. В книге «Шаарей Тшува» («Врата раскаяния») сказано, что человек, совершивший грех осквернения Имени, может исправить его, освящая Имя Всевышнего.

Выводить материалы