Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек стремится лишь к тому, к чему влекут его желания, тогда Тора может только подстегнуть его желания. Но если человек стремится исправить себя, тогда Тора становится для него эликсиром жизни и строит его личность.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Будущее величие р. Йоханана было предсказано еще до его появления на свет

Раби Йоханан и Реш Лакиш, главы этого поколения мудрецов, заложили основы Иерусалимского Талмуда. И хотя этот Талмуд был создан в знаменитых ешивах Тверии, Ципори и Лода, он получил имя разрушенного города, лишь раз в году, 9 ава, доступного для евреев — в этот день римские власти позволяли им приходить к уцелевшей стене Храма и оплакивать свою святыню.

И именно в этом поколении центр тяжести еврейского мира стал неумолимо смещаться в сторону Вавилонии: ешивы Неардеи, Суры и Пумбедиты привлекали тысячи и десятки тысяч знатоков Торы, перетягивая чашу весов.

На Земле Израиля

Раби Йоханан (ум. в 4039 /279/ г.) — глава мудрецов Земли Израиля, заложивший основы Иерусалимского Талмуда.

По свидетельству Талмуда, будущее величие р. Йоханана было предсказано еще до его появления на свет. Однажды в пост Йом кипура его мать попросила есть — ей казалось, что ребенок в ее чреве требует еды. За алахическим решением обратились к р. Йеуде Анаси (см.), а он посоветовал, чтобы матери шепнули на ухо: «Сегодня Йом кипур!». Шепнули — и «ребенок в ее чреве перестал требовать пищи» (Йома 82б). И тогда р. Йеуда Анаси предсказал, что у этой женщины родится праведник и мудрец.

Р. Йоханан был сиротой от рождения — его мать умерла при родах, а отец — за несколько месяцев до его появления на свет (Кидушин 31б).

В юности он учился в ешиве у р. Йеуды Анаси (Хулин 54а,137б), а затем изучал Тору у р. Ханины бар Хамы и его друга р. Йеошуа бен Леви (Седер адорот). Однако основным его наставником стал р. Ошая  — в его ешиве, расположенной в г. Кейсарии, р. Йоханан занимался 13 лет (ИТ Эрувин 5:1).

Когда период ученичества был завершен, он основал собственную ешиву в г. Тверии. Ближайшим его учеником, а затем талмид-хавером и неизменным оппонентом стал р. Шимон бен Лакиш — в большинстве трактатов Талмуда приведены алахические дискуссии между ними.

Р. Йоханан пользовался высочайшим авторитетом как законоучитель: даже в случаях, когда возникали разногласия во мнениях между ним и мудрецами старшего поколения — Равом  и Шмуэлем, алаха устанавливалась, как правило, в соответствии с его точкой зрения (Бейца 4а; Бава кама 104б, Тосафот).

Раби Йоханан отличался большой физической силой и исключительной красотой, подобной красоте Йосефа, сына праотца Яакова (Седер адорот). По свидетельству Талмуда, даже этой красотой, дарованной ему Б-гом, р. Йоханан старался приносить пользу людям: «вечерами он садился у ворот миквы, чтобы женщины, выходящие из нее, видели его лицо и рожали красивых детей» (Бава меция 84а).

В Талмуде также рассказывается: р. Йоханан был подвергнут тяжелейшему испытанию — в течение нескольких лет он похоронил всех своих десятерых сыновей. Но и это горе он использовал, чтобы помогать людям: с тех пор он навещал скорбящих и утешал их — и каждому из скорбящих его ноша казалась более легкой по сравнению с непереносимой ношей р. Йоханана (Брахот 5б; Бава батра 116а, Рашбам).

Он прожил очень долгую жизнь. На протяжении 80 лет возглавляя ешиву в Тверии, р. Йоханан подготовил десятки выдающихся учеников, среди которых особенно выделялись р. Ами, р. Аси и р. Шмуэль бар Нахмани — лидеры следующего поколения мудрецов (Седер адорот).

Ешива р. Йоханана стала той мастерской, в которой создавался Талмуд Йерушалми (Иерусалимский Талмуд). И хотя работа была завершена лишь спустя столетие после смерти р. Йоханана, его вклад явился определяющим, — и великие историки еврейской мысли могли с полным основанием сказать: «Раби Йоханан составил Иерусалимский Талмуд» (Рамбам, Предисловие к Мишнэ Тора; Раавад, Седер акабала).

С разрешения издательства Швут Ами


В чем идея ритуальной нечистоты? Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ее? В качестве ответа мы приводим «Общее объяснение смысла ритуальной нечистоты (тумы)» великого еврейского мудреца и мыслителя дона Ицхака Абрабанеля. Читать дальше

Общее объяснение смысла ритуальной нечистоты (тумы)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной чистоты? Гармония как цель жизни.

Секрет еврейской женственности 6. Таинственные воды

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Переход от статуса ритуальной нечистоты к статусу очищения должен быть освящен Всевышним. Для этого служит миква, в которую окунаются еврейские женщины. Кроме практической пользы, от посещения миквы есть и польза эмоциональная.

Что такое миква?

Рав Арье Каплан

Как выглядит миква и как она устроена?

Окаймленная лилиями 5. Значение чистоты семьи безмерно

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Чистоте семьи даже больше, чем остальным заповедям, включая изучение Торы, мы обязаны сохранением народа Исраэля. Строительство миквы предшествует строительству синагоги и приобретению свитка Торы и всем остальным повелениям.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот.ру

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Секрет еврейской женственности 7. Немного математики

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Во время «нечистого» периода запрещена не только супружеская близость, но и объятия, поцелуи и другие выражения близости. Начало периода ритуальной нечистоты зависит от нескольких факторов и может быть вычислено при помощи несложной формулы.

Секрет еврейской женственности 8. Беременность и роды

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

После рождения ребенка женщина становится «нидой», то есть, ритуально нечистой. Это накладывает отпечаток на ее отношения с мужем. Кроме технических подробностей, надо помнить, что ребенок — это радость в доме и воплощение самой первой заповеди Торы.

Окаймленная лилиями 6. Устойчивость супружеской жизни

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Секрет еврейской женственности 5. Чтобы сердце любило сильнее

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Все мы хотим, чтобы наша семья стала тесным союзом. Но как достичь такой близости? И как сохранить ее на протяжении всей жизни? Человеку свойственно «уставать» от привычного. По сути, одна из главных причин стремительного роста разводов в наше время — простое пресыщение. Муж и жена теряют интерес друг к другу, жалуясь, что не находят друг в друге ничего нового.

Кицур Шульхан Арух 162. Законы окунания в микву

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Чтобы понять и постичь 30. Как смотрит иудаизм на взаимоотношение полов?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Отношения между полами предписаны Торой. Но злоупотреблять ими, подчиняясь каждому сексуальному импульсу, не нужно. Самоконтроль в этой сфере должен быть повседневным.

Окаймленная лилиями 8. Святость времени

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Женщина обязана также, в равной мере с мужчиной, исполнять определенные повелевающие заповеди: любить Всевышнего и благоговеть перед Ним, уважать отца и мать