Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Позорное поведение некоторых религиозных евреев бросает тень на иудаизм?

Темы: Харедим, Ашер Кушнир, Осквернение Имени Всевышнего

Отложить Отложено

Я несколько раз встречался с позорным поведением религиозных. Из-за этого у меня нет ни к ним, ни к тому, что они представляют, ни малейшего доверия. Мне кажется, что всё ваше еврейство — неправда!

Отвечает рав Ашер Кушнир

Да, действительно, поведение некоторых евреев позорит всё еврейское. Но как от позора из-за конкретной личности, вы пришли к выводу, что все такие и всё еврейство неверно?

Единицы не представляют всё общество

Вряд ли стоит из-за нескольких «нерадивых» сразу же обвинять огульно всех. Подобное обвинение могло бы быть оправдано, если оно было бы присуще поведению большинства религиозных людей. Но вряд ли вы успели познакомиться со всеми сторонами жизни большинства религиозного населения, чтобы сделать такой вывод. Заодно, наверняка вы бы не хотели, чтобы подобные обобщения на основе поведения отдельных частных лиц были сделаны по отношению к другим группам населения, к примеру, к выходцам из СНГ и т.п.

Нерадивый представитель идеи не меняет её истинность

Вряд ли подобную логику обобщения вы применяете в других областях жизни. К примеру, в инженерии. Бывало ли, что инженер давал маху, неправильно рассчитывал конструкцию балки, и мост падал? Бывало! Ну? Кого обвиняли? Инженера или всю инженерию? Или когда учительница по математике делает арифметические ошибки и к тому же она чрезмерно полна, брюзглива, чуть косит и без передних зубов, скажете ли вы, что математика не верна? Нет! Так и тут: Тора содержит описание эталона человеческой личности и нравственных норм поведения, и требует их соблюдения. Увы, человеку не всегда удается всё соблюсти и приподняться до должного уровня. Но при этом очевидно, что как бы он сам этот эталон ни извратил и нормы ни искривил, это никак не меняет их истинность.

Кому должно быть стыдно?

Как расценить поведение человека, если с одной стороны, он одет по религиозному, а с другой, ведёт себя не по религиозному? Кто он? Религиозный или нерелигиозный? Чему больше доверять, внешности или поведению? Многие выбирают внешность. Но верно ли это по сути?

Это как в той истории, где на благотворительном вечере, на котором рав города пытался собрать пожертвования для бедняков, встал один из богачей и недовольно произнёс: «Вы просите у нас дать деньги. А я спрашиваю: для кого давать!? Кто эти бедняки!? Вот на прошлой неделе умер бедняк, большой бедняк Шмельке, и что выяснилось после смерти? Что он был миллионером!! И вы хотите, чтобы мы жертвовали таким “беднякам”?!». И с победной улыбкой он уселся в своё кресло. Встал раввин города. «Рассудите сами, кем был Шмельке на самом деле, бедным или богатым? Он был богатым! И только прикидывался всю жизнь бедным! Вот и мы тут собрались, чтобы помочь бедным, а не тем, кто переодевается в бедных»…

Так и в нашем случае: да, есть переодетые под «религиозных», но кто они, религиозные или нерелигиозные? Как можно считать человека религиозным, если он нарушает основы религиозного? Ведь у религии есть чёткие границы и правила, кого называть религиозным и все они главным образом касаются поведения человека, а не его одеяния.

Вот поэтому такие «переодетые» действительно позорят, но не религиозных, а наоборот…

Материалы по теме


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше