Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Осквернение Имени Всевышнего полностью искупает только смерть?

Темы: Тшува, Йом Кипур, Изучение Торы, Рав Бенцион Зильбер, Осквернение Имени Всевышнего

Отложить Отложено

Уважаемый рав Бен-Цион, написано, что хилуль а-Шем (осквернение Имени Всевышнего) полностью искупает только смерть. Ничего нельзя исправить? Н.

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Н.,

Что такое осквернять Имя Б-га? Это значит воздействовать на других так, чтобы они отрицательно отнеслись к соблюдению заповедей. Осквернять Имя может человек, который открыто выступает против Торы и увлекает за собой других. Оскверняет Имя и человек, который изучает Тору и соблюдает заповеди, но недостойно ведёт себя по отношению к другим людям — своим поведением он отталкивает людей от Торы. Рабейну Йона (автор книги Шаарэй а-Тшува) пишет о двух путях, на которых человек может искупить совершённое им осквернение Имени ещё при жизни. Если такой человек изменит своё поведение и все его действия будут освящать Имя Б-га, это будет Кидуш а-Шем (освящение Имени). И одно может исправить другое. Исправление соответствует нарушению. Вспомним, например, рава Ури Зоара, в прошлом популярнейшего израильского режиссёра и актёра, который издевался над всем (не именно над Торой). А теперь, слава Б-гу, стал большим талмид-хахамом и приближает многих людей к Торе.

Второй путь исправления — Тора. Если человек будет усердно и постоянно изучать Тору, это исправит то, что он совершил. Тора — очень сильно действующее духовное лекарство, способное излечить всё.

Рабейну Йона приводит в доказательство историю с потомством священника Эли. В книге Шмуэль (I, 2) мы читаем, что сыновья Эли вели себя недостойно, требуя от тех, кто приносил жертву, свою долю (долю коэнов) неподобающим образом. Это оскверняло в глазах людей службу в Храме и вообще служение Б-гу, т.е. это был хилуль а-Шем. И за это Б-г вынес потомству Эли тяжкий приговор (там же, 2, 33 и 3, 14): «…весь прирост дома твоего умрёт, едва возмужав… И поэтому поклялся Я дому Эли, что не искупится вина дома Эли ни жертвою, ни мучным приношением вовек».

Гмара Рош а-Шана (18а) пишет об этом так: «Сказал Рава: ни жертвою, ни мучным приношением не искупается, но искупается Торой…».

Талмуд также рассказывает нам (там же): «…одна семья была в Иерусалиме, члены которой умирали в возрасте 18 лет. Пришли они [к мудрецам] и сообщили об этом. Рабан Йоханан бен-Закай сказал им: “Может быть, из семьи Эли вы? О которых сказано (Шмуэль I, 2, 33): весь прирост дома твоего умрёт, едва возмужав? Идите и занимайтесь Торой, и будете живы”. Пошли они, и стали заниматься Торой, и перестали умирать молодыми. И называли эту семью “семьёй Рабана Йоханана”, по его имени» — он дал им возможность жить и продолжать свой род.

Могу прибавить: неделю назад тот коэн, который делал выкуп моему внуку, сказал, что он из дома Эли. Его папе сейчас 75 лет, пусть удостоится он долгой жизни. Он занимается Торой и добрыми делами.

Ктива вэ-хатима това, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».