Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто со злым лицом дает милостыню бедным, тот теряет свою награду, даже если дает много. И преступает заповедь «да не будет досадно сердцу твоему, когда даешь ему» (Дварим 15; 10).»Орхот цадиким. Щедрость

Осквернение Имени Всевышнего полностью искупает только смерть?

Темы: Тшува, Йом Кипур, Изучение Торы, Рав Бенцион Зильбер, Осквернение Имени Всевышнего

Отложить Отложено

Уважаемый рав Бен-Цион, написано, что хилуль а-Шем (осквернение Имени Всевышнего) полностью искупает только смерть. Ничего нельзя исправить? Н.

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Н.,

Что такое осквернять Имя Б-га? Это значит воздействовать на других так, чтобы они отрицательно отнеслись к соблюдению заповедей. Осквернять Имя может человек, который открыто выступает против Торы и увлекает за собой других. Оскверняет Имя и человек, который изучает Тору и соблюдает заповеди, но недостойно ведёт себя по отношению к другим людям — своим поведением он отталкивает людей от Торы. Рабейну Йона (автор книги Шаарэй а-Тшува) пишет о двух путях, на которых человек может искупить совершённое им осквернение Имени ещё при жизни. Если такой человек изменит своё поведение и все его действия будут освящать Имя Б-га, это будет Кидуш а-Шем (освящение Имени). И одно может исправить другое. Исправление соответствует нарушению. Вспомним, например, рава Ури Зоара, в прошлом популярнейшего израильского режиссёра и актёра, который издевался над всем (не именно над Торой). А теперь, слава Б-гу, стал большим талмид-хахамом и приближает многих людей к Торе.

Второй путь исправления — Тора. Если человек будет усердно и постоянно изучать Тору, это исправит то, что он совершил. Тора — очень сильно действующее духовное лекарство, способное излечить всё.

Рабейну Йона приводит в доказательство историю с потомством священника Эли. В книге Шмуэль (I, 2) мы читаем, что сыновья Эли вели себя недостойно, требуя от тех, кто приносил жертву, свою долю (долю коэнов) неподобающим образом. Это оскверняло в глазах людей службу в Храме и вообще служение Б-гу, т.е. это был хилуль а-Шем. И за это Б-г вынес потомству Эли тяжкий приговор (там же, 2, 33 и 3, 14): «…весь прирост дома твоего умрёт, едва возмужав… И поэтому поклялся Я дому Эли, что не искупится вина дома Эли ни жертвою, ни мучным приношением вовек».

Гмара Рош а-Шана (18а) пишет об этом так: «Сказал Рава: ни жертвою, ни мучным приношением не искупается, но искупается Торой…».

Талмуд также рассказывает нам (там же): «…одна семья была в Иерусалиме, члены которой умирали в возрасте 18 лет. Пришли они [к мудрецам] и сообщили об этом. Рабан Йоханан бен-Закай сказал им: “Может быть, из семьи Эли вы? О которых сказано (Шмуэль I, 2, 33): весь прирост дома твоего умрёт, едва возмужав? Идите и занимайтесь Торой, и будете живы”. Пошли они, и стали заниматься Торой, и перестали умирать молодыми. И называли эту семью “семьёй Рабана Йоханана”, по его имени» — он дал им возможность жить и продолжать свой род.

Могу прибавить: неделю назад тот коэн, который делал выкуп моему внуку, сказал, что он из дома Эли. Его папе сейчас 75 лет, пусть удостоится он долгой жизни. Он занимается Торой и добрыми делами.

Ктива вэ-хатима това, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Даже тот факт, что обрезание крайней плоти полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого. Читать дальше