Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Любовь нельзя погасить

18 марта 2011, 17:16

Отложить Отложено

Посвящается памяти убитых террористами Уди Фогеля, его жены Рут и их детей — 11-летнего Йоава,

4-летнего Эльад-Бену и 3-месячной Адас.

«Об исполнении какой заповеди ты будешь думать в день свадьбы?» — с этим вопросом рав Элиэзер Таубер обращается к своим ученикам (Thoughts for Jewish Home, с. 113). И когда молодые люди упоминают законы хупы (бракосочетания) или заповедь иметь детей, то рав Таубер говорит им, что самой сутью семейной жизни является исполнение заповеди «Возлюби ближнего как самого себя!».


Рабби Акива учил, что заповедь любви к ближнему является великим правилом Торы, той основой, на которой зиждутся все ее заповеди. Однако сокровенной сутью заповеди любви к ближнему является любовь человека к своей жене: то, как он относится к своей жене, так на самом деле он и относится ко всем остальным.
Многие помогают малознакомым людям или делают одолжения друзьям и коллегам, но далеко не все и не всегда ведут себя благородно в стенах своего дома.


Общаясь с чужими людьми, человек делает вид, играет, фальшивит, манипулирует. Кто-то делает одолжение боссу, но на самом деле выслуживается, помогает коллеге, а в действительности корыстно надеется получить что-то взамен. И лишь в комфорте своего дома человек открывает свое истинное лицо.
В этом сокровенный смысл слов Талмуда: «Стены дома будут свидетельствовать о человеке, когда его душа предстанет пред судом на Небесах», — утверждает Талмуд (Таанит, 11).
Если человек творил добро по отношению к своей жене, то тогда ему будут засчитаны все добрые дела, которые он творил по отношению к другим людям, объяснял великий каббалист рав Хаим Виталь. Однако если человек не был добр к своей жене, то в день суда на Небесах посчитают, что он не совершал никаких добрых дел ни для кого! Как же так: человек делал добро, почему же оно добром на Небесах не считается? Отношение человека к своей семье — это лакмусовая бумажка, проверяющая искренность его отношения к людям. Если он действительно любил свою семью и выражал эту любовь добрыми поступками, то тогда все его добрые дела по отношению к другим людям считаются искренними, в противном же случае все его добрые дела считаются фальшью…


«Конечно же, любовь вдохновляет человека творить добро, однако в еще большей степени добрые поступки вдохновляют человека любить», — писал рав Элиягу Десслер (Михтав ми-Элиягу).
Совершая добрый поступок, человек должен стремиться, чтобы его вдохновляла искренняя любовь к людям. Исполнение же доброго поступка в свою очередь вдохновляет человека на еще большую любовь…


Как человеку построить семью, свой крепкий дом?
Физически дом строят из кирпичей, но наполнить его нужно духом любви.
«Колонны серебряные, отделка золотая… а внутри его любовь (народа Израиля к Всевышнему)», — писал мудрый царь Соломон, построив Иерусалимский Храм (Песнь Песней, 3:10). Золото и серебро, которые давали евреи для строительства Храма, выражали их любовь.


Когда евреи строили переносной Храм в Синайской пустыне, то Всевышний указал каждому дать по полшекеля. Храм — символ единства народа, а полшекеля напоминали каждому, что он лишь часть целого.
Моисей удивился, какой должна быть эта монета, полшекеля. Тогда Всевышний показал ему огненную монету, рассказывает Талмуд. Огненная монета — это символ горячей, как огонь, любви, которая наполнила Храм, и о которой писал царь Соломон: «Воды великие не погасят любви!» (Песнь Песней, 8:7). «Враги Израиля не смогут погасить их любви, остудить их преданности своему народу», — объясняют мудрецы…


Для того чтобы уничтожить евреев, Аман дал царю Ахашверошу десять тысяч серебряных монет. Однако его план не удался, потому что евреи еще раньше дали свои шекели, утверждает Талмуд (Мегила, 13). Дав по полшекеля в Синайской пустыне, евреи выразили свою любовь друг к другу. Эту хранимую в их душах любовь не смогут погасить никакие воды, разрушить никакие враги.

Теги: Тора, Пурим, семья, любовь