Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Давать цдаку анонимно — это лучший способ?

Темы: Скромность, Цдака, Милосердие, Исправление качеств, Натан Агрес, Любовь к ближнему

Отложить Отложено

Иудаизм подчеркивает, как важно давать цдаку. К тому же подчеркивается, что давать цдаку анонимно — более высокий уровень выполнения этой заповеди. В общем-то, мне это в большинстве случаев понятно. Но уже неоднократно приходилось слышать истории о равах и простых евреях, дающих цдаку анонимно, где с моей точки зрения гораздо лучше было бы оказать помощь открыто. Речь идет о ситуациях, когда нуждающиеся непосредственно обращались к кому-то (раву, богачу, родственнику) за помощью и те в лицо им отказывали (или давали очень маленькую помощь), а потом анонимно давали щедрую цдаку и оказывали серьезную помощь. Но ведь в момент, когда такой человек получает отказ ему очень БОЛЬНО!!! (особенно если отказывает близкий родственник или рав о добросердечности которого так много все говорят…). Разве можно ради анонимности причинять боль другим, тем более нуждающимся, которым и так плохо? Разве анонимность стоит того, чтоб добавлять им еще и боль отказа и разочарования? Толкать их на то, чтоб они плохо думали о своих анонимных благодетелях? А если они не дождутся той анонимной помощи и отчаявшись пойдут доставать так критически необходимые им деньги не кашерным путем… наделают глупостей…Я, так до сих пор не понимаю, почему прославляется анонимность цдаки даже тогда, когда она наносит нуждающимся в ней боль… И почему же подобные истории так распространены и любимы в нашем народе… Заранее благодарю за ответ. О.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемая О., спасибо за Ваш вопрос!

Действительно, очень важно прояснить эту тему, по поводу которой многие находятся в некотором замешательстве.

Скажем самым определенным образом: человек не вправе причинить боль или неудобство другому человеку ради исполнения собственной заповеди, более того, запрещается даже обременять ближнего ради этой цели. Другими словами, эгоизм запрещен также и в духовной сфере.

Это правило верно даже тогда, когда придется полностью отказаться от исполнения заповеди, и тем более — когда речь идет только о возможности исполнить ее в наилучшей форме (идур мицва).

Рабби Хаим Шмулевич (выдающийся глава легендарной ешивы «Мир») обосновывал это утверждение словами самой Торы. Когда пришло время избавить еврейский народ из-под египетского рабства, Всевышний не нашел никого более подходящего для этой цели, чем нашего учителя Моше.

Творец (через ангела) раскрылся Моше в виде несгорающего кустарника (олицетворяющего еврейский народ под египетским гнетом) и обратился к нему с призывом взять на себя миссию избавления (Шмот 3, 9-10): «А ныне, вот вопль сынов Исраэля дошел до Меня, и также узрел Я тот гнет, каким египтяне угнетают их. А теперь — иди, и Я пошлю тебя к Фараону, и выведи Мой народ, сынов Исраэля, из Египта».

Что может быть более обязывающим, чем прямое указание Всевышнего?! Но, тем не менее, Моше не спешит соглашаться, он предъявляет Всевышнему целый ряд доводов, согласно которым он не достоин роли избавителя.

Последним и самым веским из них было опасение Моше доставить досаду своему старшему брату Аарону! Ведь в течение десятков лет Аарон был признанным духовным лидером поколения — пророком и наставником. Как он почувствует себя, когда вдруг явится его младший брат, многие годы скрывавшийся от Фараона в далеких краях, и возьмет бразды правления в свои руки?! Моше был просто не в состоянии нанести Аарону такой удар. Ему было абсолютно ясно, что желание Всевышнего возвеличить его не может осуществиться за счет Аарона (и это несмотря на то, что разница в возрасте была всего в три года, и сам Всевышний открыто назначает его возглавить народ!).

Только после того, как Творец открыл Моше, что Аарон примет его назначение с чистой душой, без какой-либо задней мысли и обиды, Моше был вынужден согласиться. Об этом повествует Тора (Шмот 4, 13-15): «И сказал он (Моше): Молю (Тебя), мой Господин! Пошли через кого посылаешь (с тем, кого Ты обычно посылаешь, т.е. с Аароном)… И ответил (Господь): Ведь Аарон, твой брат, леви, знаю, что говорить будет он, и также Вот он выйдет тебе навстречу, и увидит тебя, и возрадуется в сердце своем» (не так, как ты думаешь, что он будет недоволен тобою из-за обретаемого тобою величия, ком. Раши).

(В скобках добавим, что такая «чувствительность» Моше имела важнейшее значение в его миссии избавителя, ведь само изгнание в Египет было следствием ненависти сыновей Якова к своему брату Йосефу. Поэтому, в противовес причине изгнания, Моше развил в себе большую любовь и заботу к брату и ко всему еврейскому народу).

Факты говорят сами за себя — если даже ради избавления всего еврейского народа нет права ущемить чувства всего лишь одного человека, тем более не может быть этому места, когда речь идет об одной конкретной заповеди, и тому подавно — об устрожении в форме ее исполнения.

Величайший каббалист и мыслитель рабби Моше Хаим Луцато (Рамхаль), автор книги «Месилат Йешарим» (Путь Прямых) — практического пособия для достижения духовного совершенства, посвятил этой теме особую главу (гл. 20), которою назвал «Мишкаль а-Хасидут», что можно перевести, как «Весы Благочестия». Смысл этого названия в том, что человеку следует взвешивать свои добрые дела, не приведут ли они впоследствии к негативному результату, или ущемлению чужих прав и чувств.

В свете сказанного Ваше замечание совершенно справедливо — в случае, когда отказ в помощи нанесет боль, обиду или ущемление достоинства просящего, нет никакого разрешения устрожить в исполнении заповеди за его счет.

Однако, с другой стороны, понятно, что не любой отказ сразу же приводит к таким драматическим результатам, как боль, обида или толчок к запретным путям доставания денег. А просто разочарование, вполне возможно, не считается ущемлением прав просящего. В любом случае следует должным образом взвесить ситуацию, когда есть возможность отказать во имя анонимности, а когда предпочтительней помочь открыто. Это зависит от множества нюансов и деталей, меняющих суть дела кардинальным образом.

Что же касается многочисленных историй о праведниках, отказывающих своим близким и т.п., заметим, что не следует слепо верить любым рассказам, без серьезного достоверного источника. Более того, даже когда в целом история достоверна, возможно, были допущены неточности в деталях, меняющих суть дела и искажающих истинный смысл.

В любом случае на моей памяти гораздо больше историй противоположного содержания — когда праведники отказывались от различных устрожений в пользу других. Таких примеров великое множество, здесь же приведем несколько эпизодов из жизни рабби Исраэля ми-Салант, легендарного основателя течения «МусАр», цель которого была внести в распорядок дня углубленное изучение книг еврейской этики, уделявших особое внимание достойному поведению и духовному росту человека.

Однажды в день памяти своего отца (йор-цайт) рав Исраэль пришел в синагогу, чтобы быть кантором на общественной молитве, как принято в этот день. Но на месте он обнаружил еще одного еврея, также ожидающего исполнить эту роль, по причине годовщины смерти его дочери. По закону право первенства принадлежало раву Исраэлю, однако он уступил в пользу другого. Когда его спросили, почему он пренебрег общественной молитвой в такой важный для его отца день, рав Исраэль объяснил, что для того еврея это было крайне важно и, если бы он не получил право на молитву, это бы его очень расстроило. А доставить радость другому еврею — это заслуга, стократно превышающая заслугу кантора, поэтому именно такой выбор по-настоящему уважил его отца (К сожалению, иногда приходится видеть пререкания по этому поводу между кандидатами, которые не понимают, что подобное поведение только вредит их близким, там «наверху», ожидающим новых заслуг отсюда).

Другой случай. Как-то рав Исраэль вместе с другим раввином гостили в каком-то городке. Перед молитвой, как обязывает закон, необходимо омыть руки водой. Спутник рав Исраэля щедро омыл руки из особого бака, установленного при синагоге, в то время, как сам рав Исраэль только намочил кончики пальцев… В ответ на удивленный взгляд своего приятеля он объяснил, что ему стало известно (по-видимому, он поинтересовался), что воду в этот бак носит из колодца одна сиротка, и у него нет права устрожать за счет ее труда (несмотря на то, что это было ее работой!).

И последний эпизод. Накануне Дня Искупления (Йом а-Кипурим) рав Исраэль встретил по пути одного очень богобоязненного еврея, на лице которого четко вырисовывались страх и трепет перед грядущим святым днем, днем, в который решится судьба каждого человека на ближайший год… Рав Исраэль приветствовал еврея, намереваясь кое о чем его расспросить, но не удостоился никакого ответа… Тогда праведный рав позволил себе дать ему важный урок, и сказал так: «В чем провинился я, что у тебя скоро начинается суд?! Тора обязывает тебя относиться к окружающим уважительно и благосклонно в канун Йом Кипура так же, как во все остальные дни, а если твой великий трепет проявляется за счет других, то вряд ли он будет засчитан тебе в заслугу!»

В заключение хочется подчеркнуть важность сипурей цадиким (историй о наших праведниках) как эффективное средство воспитания детей, а зачастую и взрослых. Живые и яркие примеры благородного поведения оставляют яркое впечатление в душе ребенка и положительно влияют на его духовное развитие. Слава Б-гу, на сегодняшний день есть много литературы по этому поводу (даже на русском языке).

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Натан Агрес

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше