Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Наши мудрецы сказали, что всякий, кто гневается, подобен идолопоклоннику. Причина этого в том, что в момент гнева он утрачивает веру в Б-га. Ведь если бы он верил, что данная неприятность - от Всевышнего, он бы не гневался вовсе»Тания

И Писание криком кричит: «Жену достойную кто найдет», то есть: кто же сможет постичь всю глубину мудрости их (слов Торы. — Прим. пер.), как они есть? И продолжает Писание: «Полагается на нее сердце мужа ее (вот что это значит: тот, кто изучает ее постоянно, кто привязал себя к ней так, как должно, может полагаться на то, что в заслугу ее с небес проявят к нему милосердие всегда, когда он будет в нем нуждаться), и добыча не оскудеет». Здесь речь идет вот о чем: когда двое противников воюют, обычно победитель забирает в качестве добычи все имущество побежденного. И когда это хорошо? В том случае, если победители были малы числом, а проигравшие — чрезвычайно многочисленны. Тогда добыча велика, и на каждого победителя приходится очень большая доля. И совершенно наоборот обстоят дела, если проигравшие были более малочисленны или даже равны числом победителям — тогда на долю каждого придется лишь немного добра. Именно про это говорит Писание: пусть тебе не кажется, что радость Торы, приходящая к изучающему ее, когда он, погрузившись в ее глубины, находит в ней неизвестную ранее мудрость, — эта радость велика лишь тогда, когда изучающих немного; если же их становится больше, то на долю каждого мудреца почти не остается открытий. На самом деле это совсем не так: «добыча ее не оскудеет»! Даже если бы изучали Тору все евреи, посвящая этому все дни своей жизни, — в ней содержится такое множество различных оттенков мудрости, что хватит на каждого и каждый сможет получить свой удел в Торе: тот в Писании, этот — в Мишне, третий — в Толкованиях, четвертый же — в Законах. (Именно об этом мы все просим в наших молитвах, когда говорим: «И дай нам наш удел в Торе Твоей». А то, что столько евреев остаются неучеными, так это потому, что их родители не водили их к преподавателям, или потому, что они сами ни под каким видом на это не соглашались.) И посмотри: все ведь знают (об этом говорится в святых книгах и повторяется в стихотворных гимнах), что Вс-вышний намеревался дать Тору первому человеку, Адаму, уже в райском саду, и помешал этому только его грех. И в другом месте мудрецы Талмуда высказались совершенно ясно, что, если бы первый человек не согрешил, он жил бы все время, пока существует мир, то есть шесть тысяч лет (наши мудрецы говорят: «Шесть тысяч лет будет существовать мир»), А ведь если бы это было так, к нашему времени в мире было бы во много тысяч раз больше людей, чем сейчас: ведь они жили бы вечно. И занимались бы все эти люди в первую очередь, несомненно, Торой; ведь сказано: «Человек для труда рожден», и объясняют мудрецы Талмуда: «Речь идет о труде изучения Торы». А все это означает, что Тора была приготовлена для передачи человеку с самого момента сотворения мира (и Притчи говорят о том же самом: «При создании небес — там я»), и мудрости ее хватает на всех людей и на все шесть тысяч лет существования мира.

Шем Олам, 10

С любезного разрешения издательства Гешарим


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе