Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма

Рабан Йоханан бен Закай(ок. 3730-3833 гг. /ок. 30 г. до н.э.-73 г. н.э./) — глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма.

Он был «младшим из учеников Гилеля» (Сукка 28а). Учился также и у Шамая (Авот 2:8), но впоследствии возглавил школу Гилеля.

Еще в годы учения Гилель распознал в нем будущего вождя, сказав: «Я убежден, что этот будет законоучителем Израиля» (Песахим 3б). Талмуд добавляет: «И не прошло много времени, как он стал наставником народа Израиля» (там же).

В осажденном Иерусалиме р. Йоханан бен Закай возглавлял партию противников крайних мер. Его подпись стоит под многими воззваниями мудрецов рядом с подписью главы Санхедрина.

Р. Йоханан полагал, что сохранить центры изучения Торы важнее даже, чем отстоять политическую независимость. В Талмуде рассказывается, что, предвидя скорую катастрофу, он осуществил рискованный план. В то время уже столетний старец, р. Йоханан распространил слух о собственной кончине, завернулся в саван, и два ученика вынесли егоиз города «для погребения».

Оказавшись на свободе, р. Йоханан предстал перед римским полководцем Веспасианом и приветствовал его, как императора. Веспасиан возразил, что он только полководец, а не император, — но в это время к нему прискакал гонец из Рима с известием: армия провозгласила его императором. Польщенный Веспасиан пожелал наградить еврейского мудреца, предсказавшего его возвышение. И тогда р. Йоханан попросил, чтобы ему позволили основать ешиву в приморском городке Явнэ. И еще он попросил сохранить жизнь потомкам Гилеля — чтобы не прервался род царя Давида, ведущий к Машиаху (Гитин 56аб).

Созвав в Явнэ величайших мудрецов поколения, р. Йоханан воссоздал там Санхедрин и возглавил его работу в первые годы после разрушения Храма (Седер адорот). Он учил, что в новой ситуации храмовое служение может быть заменено добрыми делами, ибо «милосердие, проявляемое по отношению друг к другу, будет искупать евреев, подобно храмовым жертвам» (Авот дераби Натан 4:5). В то же время, он инициировал ряд постановлений, призванных увековечить память о Храме. Так, например,его бейт дин постановил, что благословение на «четыре вида растений» должно произноситься все семь дней праздника Суккот, что мы выполняем и сегодня, тогда как до разрушения Храма благословение произносилось семь дней только в нем самом, а по всей стране — лишь в первый день праздника (Рош ашана 30а).

Особое внимание в ешиве Явнэ уделялось сбору и кодификации знаний, сохраненных устной традицией. В трактате Сукка (28а) рассказывается, что и сам р. Йоханан был неисчерпаемым источником мудрости: он знал все Писание и все методы его изучения, все законы с их объяснениями, все предания и все «ограды закона», возведенные мудрецами предшествующих поколений. Кроме этого, он «умел вычислять орбиты небесных тел, обладал знанием гиматрий, понимал речь ангелов-служителей и речь демонов, понимал язык растений и язык зверей …и, наконец, он обладал сокровенным знанием о подлинном устройстве Вселенной». В книге Зоар так же подтверждается, что р. Йоханан был одним из немногих мудрецов, познавших сокровенный смысл заповедей (Зоар 1,145б).

Интересно, что именно р. Йоханану бен Закаю принадлежит знаменитое изречение, приведенное в трактате Авот (2:8): «Если ты приобрел большие знания в Торе, не считай это своей заслугой, — ведь для этого ты и создан».

Талмуд свидетельствует, что р. Йоханан обладал исключительными нравственными качествами и выдающимся благочестием. Он «никогда не вел праздных разговоров, никогда не проходил расстояние в четыре локтя, не размышляя о Торе и без тфилин, и никому не удавалось придти раньше него в дом учения, …и никто не уходил из дома учения позже него» (Сукка28а). А в трактате Брахот (13а) повествуется, что р. Йоханан — глава поколения — «всегда первым приветствовал каждого встреченного на улице человека, в том числе и нееврея».

Рабан Йоханан бен Закай вырастил целую плеяду выдающихся учеников (см. последующие статьи), и тем не менее, в Талмуде сказано, что «с его смертью померкло сияние мудрости» (Сота 49а).

Погребен возле Тверии.

 

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»

Читайте: яркие истории и факты о Раби Йоханане — подробная биография мудреца


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.