Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В чём состоит раскаяние? Грешник оставляет свой грех и удаляет его из мыслей, и принимает в сердце решение не принимать более греха, как сказано: “Да оставит грешник путь свой и преступный человек — замыслы свои” (Йешаягу 55, 7)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 2
Тема

Санхедрин — Синедрион, Верховный еврейский Суд

Санхедрин (Сангедрин, Санедрин) — Синедрион, высший религиозный еврейский суд, совет старейшин-мудрецов. Обычно под этим термином подразумевается Большой (или Великий) СанхедринСанхедрин аГадоль, стоявший во главе еврейского народа и состоявший из руководителя и 70 судей — знатоков законов Торы (т.о., в Большом Синедрионе заседал 71 человек). Заседания Большого Синедриона велись на территории Иерусалимского Храма (в периоды, когда действовал Храм). Наряду с Большим Санедрином существовали также Малые Санедрины из 23 человек (которые действовали в каждом крупном городе) и простые раввинские суды из трех судей.

Название Санхедрин, по-видимому, возникло в эпоху Второго Храма и имело греческое происхождение (по-древнегречески оно означало «собрание»). Однако комментаторы ТаНаХа (например, Раши, Ральбаг, Мальбим) употребляют его и в отношении предшествующих эпох. Существует еврейское объяснение этого слова: оно является сокращением ивритских слов «сонэй адрат (паним) бэ-дин» — ненавидящие «украшение лица», т.е. лицеприятство, проявление симпатии к одной из судящихся сторон в суде (ср. комментарий р.Овадьи из Бартануры к Мишне Сота, 9:11).

Оглавление

Формирование еврейской судебной системы [↑]

По сути дела, Большой Санхедрин был создан еще в эпоху странствий евреев по пустыне, когда Вс-вышний приказал пророку Моисею (Моше): «собери Мне семьдесят мужей из старейшин [“зкеним”] Израиля … И они будут нести с тобою бремя народа, и не будешь нести ты один» (Бемидбар, 11:16-17).

В тот же период была создана система местных судов: по совету своего тестя, праведного гера (прозелита) Итро, Моше назначил себе в помощь судей — начальников над 10, 50, 100 и 1000 евреями. По мере необходимости эти судьи объединялись.

После входа в Землю Израиля были созданы постоянные суды из трех человек (для небольших населенных пунктов) и из 23-х человек («Малые Санхедрины») — для более крупных городов.

Кроме судей («шофтим»), выносивших решение по тому или иному вопросу, назначались судебные исполнители — «шотрим», в задачу которых входило выполнение решения суда, а также проверка соблюдения законов Торы в данном городе (ср. главу «Шофтим» книги Пятикнижия «Дварим»; Рамбам. Законы Санхедрина, гл.1).

Большой Санхедрин состоял из 71 члена (исключением было т.н. «Великое Собрание»«Кнесет а-Гдола», коллегия из 120 мудрецов Торы, созданная Эзрой в начале периода Второго Храма). Одним из членов Верховного Синедриона первоначально был руководитель еврейского народа (Моше, затем — Иеошуа бин Нун, затем — Судьи и первые еврейские цари, которые сами были мудрецами Торы). В более поздние эпохи царь уже не был главой Синедриона, хотя и мог назначать его членов.

Во времена Второго Храма Верховным судом управляли «пары мудрецов» — «зугот»: председатель суда («наси») и глава суда («ав бейт дин»).

Полномочия местных судов и Большого Санхедрина [↑]

Суд из трех человек (иногда к ним добавлялись еще 2, 4 или 6 судей; общее их число должно было быть нечетным) решал имущественные споры, вопросы, связанные с нанесением телесных повреждений и нарушением других законов Торы, за которые полагались штраф или удары плетью.

Малый Санхедрин (суд из 23 человек) был уполномочен также рассматривать нарушения, за которые полагался смертный приговор.

Если местные суды затруднялись в вынесении решения, они обращались в Высший, Верховный суд (Большой Санхедрин). Кроме этих вопросов, Большой Санхедрин рассматривал дела общенационального масштаба: нарушения, совершаемые целым коленом Израиля или городом (например, он мог присвоить городу статус «ир нидахат» — город, подлежащий уничтожению, так как его жители поклоняются идолам); прегрешения Первосвященника, лжепророка, вопрос о выходе на войну (если ее можно избежать) и др. (см. трактат Мишны «Санхедрин», ч.1). Кроме того, Большой Санхедрин разъяснял законы Торы для всего народа и проводил их в жизнь, а в исключительных случаях имел право принимать постановления («таканот») и запреты («гзерот»), выходящие за рамки этих законов — например, чтобы предотвратить нарушения Закона (см. тему Постановления мудрецов).

Все вопросы как в местных, так и в Высшем суде решались голосованием; окончательное решение принималось большинством и считалось мнением Торы по данному вопросу (см. исследование Абарбанеля об устройстве еврейского государства).

Какими качествами должен обладать еврейский судья? [↑]

По мнению Рамбама (Законы о Санхедрине, гл.2), «…в Санхедрин, и в Большой, и в Малый, можно назначать только мудрых и понимающих, великих знатоков Торы, обладающих большим умом, знающих и другие науки, такие как медицина, математика, астрономия, осведомленных в способах колдовства и идолопоклонства, чтобы знали, как судить».

Он же пишет: «В Большой Санхедрин заповедано назначать коэнов, левитов и евреев с хорошей родословной… Члены Санхедрина должны прилично выглядеть, не иметь физических изъянов и знать большинство языков, чтобы слушать показания свидетелей не через переводчика…

Член бейт-дина из трех человек должен обладать семью качествами: [быть человеком] мудрым, скромным, Б-гобоязненным, равнодушным к деньгам, любящим правду, любимым людьми, имеющим доброе имя… [Это должны быть люди,] владеющие своими страстями… и мужественные, то есть готовые спасать ограбленного от грабителя».

Большой Санхедрин во времена Храма и после его разрушения [↑]

Во времена, когда существовал Иерусалимский Храм, Великий Санхедрин ежедневно (2 раза в день, кроме суббот и канунов праздников) заседал на его территории, в так называемой «палате тесаных камней»(«лишкат а-газит») Эта палата находилась на территории Храмового комплекса, в северной его части.

На пути к нему находились два суда из 23 судей (Малых Санхедрина) — перед входом на Храмовую гору и перед входом во внешний двор Храма. Нерешенные дела из низших инстанций передавались сначала в первый Малый Санхедрин, затем (в случае невозможности их решения) — во второй, а если и второй суд затруднялся вынести решение, они поступали в Большой Санхедрин.

В Талмуде (трактат Санхедрин, л.41) говорится, что Верховный раввинский суд может выносить смертные приговоры только если дело рассматривается рядом с жертвенником, располагавшимся во дворе Храма. Только тогда судьи находятся в поле действия наивысшей духовности, что не позволяет им допустить ошибку, ставящую под угрозу человеческую жизнь.

После разрушения Иерусалима и Второго Храма римлянами (в I в. н.э.) Большой Санхедрин был воссоздан в Явне, но там дела, заслуживающие смертного приговора, уже не рассматривались.

Скрываясь от преследований римлян, Синедрион несколько раз переезжал: из Явне в Уша, опять в Явне, опять в Уша, оттуда в Шфарам, в Бейт Шеарим, в Ципори и, наконец, в Тверию (см. Талмуд, Рош а-Шана, л.31Б), где прекратил свое существование в IV в. н.э.

Санхедрин и освящение нового месяца [↑]

Одной из функций Синедриона было объявление нового лунного месяца (Рош Ходеш — Новомесячья) на основании показаний двух свидетелей, видевших новый серп луны. Высший еврейский суд также устанавливал високосный год путем прибавления тринадцатого месяца — для того, чтобы предотвратить расхождения лунного и солнечного календарей. Все это было необходимо для определения точной даты еврейских праздников, причем, освящение месяца имело законодательную силу, только если Санхедрин находился в Земле Израиля.

О наступлении нового месяца Санхедрин оповещал евреев диаспоры с помощью гонцов. Однако в результате преследований, особенно усиливавшихся после появления христианства, не всегда удавалось заслушать свидетелей и вовремя послать гонцов, поэтому была введена новая система, использовавшая не свидетельства очевидцев, а расчеты, известные из устной традиции. Этими расчетами пользовались и судьи Санхедрина, и, одновременно с ними, евреи диаспоры.

В середине IV века н.э. председатель последнего Санхедрина Илель а-Наси (младший), предвидя окончательное изгнание евреев из Земли Израиля, собрал судей и, произведя точный расчет фаз луны и цикла високосных лет, освятил вместе с ними все новомесячья на две тысячи лет вперед — до самого прихода Машиаха, когда можно будет вернуться к нормальному порядку установления месяцев по показаниям свидетелей. Таким образом, даты праздников, которые мы отмечаем, не определяются по календарю — в таком случае они не имели бы никакой силы, — а были в свое время установлены и освящены Санхедрином (см. об этом в этой статье).

Заповеди, связанные с Санхедрином [↑]

Евреям даны две заповеди, связанные с Санхедрином — одна повелительная и одна запретительная.

Повелительная заповедь из Торы — назначать судей и стражников, как сказано: «Судей и стражников поставь себе во всех воротах твоих» (Дварим, 17:18). Запретительная заповедь звучит так: «Не отходите от того, что говорят они (судьи Санхедрина) ни вправо, ни влево!» (Дварим, 17:11).

Первая заповедь в наше время не выполнима в полном объеме: существующие раввинские суды рассматривают лишь ограниченный круг проблем (гиюры, женитьбы, разводы и — по желанию обеих судящихся сторон — имущественные вопросы). В существующей государственной системе у них нет и не может быть судебных исполнителей.

Вторую же, запретительную заповедь, мы можем выполнить и в наши дни. Несмотря на то, что у нас нет Санхедрина, мы можем вести себя в соответствии с указаниями еврейских мудрецов — глав нашего поколения. Совет мудрецов Торы существует и сейчас.

Выводить материалы