Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Судья, Шофтим, Бейт дин, Санхедрин, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Известно, что в нашем народе были реализованы два типа руководства, осуществляемого людьми. И каждый тип подразделялся на уровни, подобно ковчегу Ноаха: «низший, второй и третий». Во-первых, малые суды в каждом городе — это самая низшая ступень. Во-вторых, большой суд, Санхедрин, находившийся в Иерусалиме, в одном из помещений на Храмовой горе, называемом лишкат агазит, — это следующая, вторая ступень. А самая высшая ступень — это царь. Итак, вот иерархия земного руководства народом Израиля: малый суд, большой суд и царь.
Но существует еще и иерархия Б-жественного руководства, где тоже есть «низший, второй и третий» уровни, в зависимости от близости к Б-гу. На самом низшем уровне стояли левиты. Коэны по своей святости и духовности занимали следующий уровень, так как служили в Храме и были ближе к Б-гу. А пророк был еще выше и по святости, и по духовности, и по близости к Б-гу благословенному. Итак, перед нами две иерархии руководства народом Израиля: человеческая и вдохновляемая Б-жественной духовностью.
Кроме того, и судьи, и большой Санхедрин ориентировались на время восхождения евреев на праздники паломничества, трижды в год: именно в это время к судьям, заседающим в Иерусалиме, чаще всего обращались со сложными вопросами.
И Тора здесь начинает рассказ об этой системе с самого низшего уровня человеческого руководства, то есть, с судей, работавших в каждом городе. Следует знать, что в любом городе, насчитывавшем 120 жителей, заседал суд из 23-х человек, имевший право приговаривать даже к смертной казни. Также в каждом городе существовал суд из трех человек, разбиравший имущественные тяжбы. В Иерусалиме же было два суда из 23-х человек и, кроме того, большой суд из 71-го человека, заседавший постоянно в лишкат агазит. А в совсем небольших городах, в которых жило меньше 120 человек, суда из 23-х судей не было, а был только суд из троих.
И вот, о судах, находившихся в каждом городе, то есть, о низшей ступени управления народом, стих говорит: «Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех твоих воротах». Судьи — это те люди, которые выносят приговор в составе суда из 23-х, если речь идет о смертной казни или телесном наказании, или суда из троих, если речь идет о денежных вопросах. (В маленьких городах, как мы уже сказали, был представлен лишь второй вариант).
Тора дана не только пророкам: она предназначена для обычных людей. Моше-рабейну разъяснил ее всем евреям, согласно сказанному (Дварим 1:5): «…Начал Моше разъяснять Тору». А другой стих говорит (Дварим 4:44: «И это — Тора, которую положил Моше перед сыновьями Израиля». А поскольку Тора была дана людям, мы обязаны полагать, что они в состоянии понять ее силами одного лишь собственного разума. Их разум может достичь истинного понимания путей Торы и ее заповедей. Ведь в противном случае, если человеческий разум не мог бы понять ее смысла и заложенных в ней мыслей, зачем было вообще давать ее людям? Именно это имел в виду раби Йеошуа, когда сказал в главе Золото (Бава меция 59): «Не на Небесах она!» А раби Йирмия объяснил: «Что означает: “Не на Небесах она”? Она уже дарована людям на горе Синай».
Кроме того, в Торе сказано: «…За большинством склоняться», — что тоже означает, что законы Торы даны разумным людям, и потому Б-г пожелал, чтобы ее законы устанавливались в соответствии с большинством мнений. То есть, снова получается, что законы Торы определяются тем, как их понимают мудрецы. Именно поэтому неправильно было бы передать право принимать окончательное алахическое решение и разъяснять внешний и сокровенный смысл Торы и заповедей пророкам, а не мудрецам. Ведь если бы было так, люди, несомненно, стали бы думать, что человеческий разум не в состоянии понять и постичь этих смыслов, если ему не будет помогать пророческий дух, который Б-г даровал пророку. Так что Б-г отдал Тору мудрецам, чтобы именно они, основываясь на своих знаниях, разуме и принципах логики, выносили решение во всяком спорном случае и определяли, как народу Израиля следует поступать.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?