Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились

Спор о календаре

В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились. Мудрецы Израиля начали возрождать устои еврейской жизни, сильно пошатнувшиеся во времена гонений Адриана. Первоочередной задачей было установление дат начала годов и начала месяцев, так как от этого зависело время наступления еврейских праздников. Об этом должен был позаботиться руководитель Санхедрина. Во времена правления Адриана евреям Эрец Исраэль было запрещено провозглашать наступление нового месяца. Поэтому установлением календаря занимались мудрецы, жившие в Вавилоне. Ими руководил Ханания, племянник раби Йеошуа бен Ханании. Раби Ханания жил в Эрец Исраэль, но затем вынужден был бежать в Вавилон. После прекращения преследования евреев в Эрец Исраэль он все равно считал необходимым устанавливать календарь в Вавилонии. Мудрецов, живших в Израиле, он помнил еще молодыми и поэтому не считал их достаточно компетентными для установления календаря. Из-за возможного несовпадения календарей возникла опасность раскола между евреями Вавилона и Эрец Исраэль. Предвидя такой поворот событий, мудрецы Израиля потребовали от р. Ханании прекратить устанавливать свой календарь и предупредили его, что в противном случае они объявят ему херем (отлучение). Свое решение они объясняли тем, что по закону календарь должен устанавливаться именно в Эрец Исраэль. Старейшине еврейских мудрецов Вавилона — раби Йеуде бен Бетере — удалось убедить р. Хананию, и он признал, что установление календаря является прерогативой мудрецов Эрец Исраэль.

Переезды Санхедрина

Чтобы восстановить нормальную еврейскую жизнь, мудрецы собрали Санхедрин в галилейском городе Уша, но, почувствовав, что римские чиновники могут усмотреть в этом новую попытку восстания, они перевели Санхедрин в город Шфарам.

По существу гонения прекратились, однако оставались в силе антиеврейские законы, принятые еще во времена Адриана. Поэтому раби Шимон бар Иохай и другие мудрецы отправились в Рим, чтобы добиться отмены этих законов. По приезде в Рим они узнали, что у дочери императора помутился рассудок. Мудрецы были приглашены во дворец, император надеялся, что они сумеют спасти его дочь. Всевышний помог раби Шимону вылечить принцессу. Обрадованный император обещал мудрецам любые сокровища, которые они только пожелают. Мудрецы ответили, что самой щедрой наградой будет для них отмена декретов Адриана, и император выполнил их просьбу. В результате Санхедрин стал руководить еврейской жизнью, не опасаясь вмешательств римлян. Главой Санхедрина в то время был раби Шимон, сын р. Гамлиэля из Явне.

Ученики раби Акивы, которые получили смиху от раби Йеуды бен Бавы, пожертвовавшего ради этого своей жизнью, хорошо известны каждому еврею. Их имена упоминаются в Мишне сотни раз. Это раби Меир, раби Йеуда (бар Илай), раби Шимон (бар Йохай), раби Иоси (бен Халафта) и раби Элазар (бен Шамуа). Раби Меир был первым среди учеников раби Акивы. Основываясь на традиции, переданной or раби Меира, раби Йеуда Анаси составил Мишну — краткий свод законов Устной Торы. Большинство законов, содержащихся в Мишне, сформулированы раби Меиром (правило «безымянная Мишна выражает мнение раби Меира»).

Однако даже после отмены законов Адриана положение в Эрец Исраэль оставалось напряженным. Римские чиновники с подозрением относились ко всему происходящему в еврейской среде. Малейшие попытки критики римских властей подвергались преследованиям. Однажды р. Иеуда, р. Йоси и р. Шимон беседовали между собой. Раби Йеуда считал, что римляне, несмотря на то что причинили евреям много бед, сделали и некоторые хорошие дела: восстановили рынки, мосты, устроили бани. Раби Йоси промолчал, а раби Шимон бар Йохай сказал:

«Все, что они сделали, они сделали для себя. Устроили рынки и бани — наслаждаться там, восстановили мосты, чтобы взимать за них пошлину» . Содержание беседы стало известно римским властям, и они заочно приговорили раби Шимона бар Йохая к смертной казни.

Раби Шимону и его сыну раби Элазару пришлось скрываться в пещере. У них не было ни хлеба, ни воды, и Всевышний сотворил для них чудо. У входа в пещеру выросло рожковое дерево, плодами которого они питались, а внутри забил родник, водой которого они утоляли жажду. В пещере они провели двенадцать лет, все свое время посвящая изучению Торы и молитвам. Только после того как до них дошла весть о смерти императора, они смогли покинуть укрытие. После длительной отрешенности от мирских занятий они увидели людей, занятых обработкой земли, севом и другими житейскими заботами, и не могли понять — как люди могут оставить заботу о вечном будущем мире и заботиться лишь о тленном телесном бытие. И тогда раздался Небесный Глас, повелевший им снова вернуться в пещеру, где им пришлось провести еще один год. Вновь выйдя оттуда, они уже с пониманием и симпатией относились к занятиям людей, которые тщательно соблюдали заповеди Всевышнего, несмотря на все свои земные заботы.

Там, в пещере, раби Шимон бар Йохай учил глубокие тайны Торы у величайших мудрецов и пророков минувших эпох. Впоследствии он записал это учение в книге Зоар, которая является одной из важнейших книг кабалы — скрытой от невежд части Торы.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Тора и бизнес. Собственный интерес и интересы других людей

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При устройстве на работу в частную компанию можно воспользоваться «блатом». Однако в госструктурах эта практика неприменима. Если есть несколько претендентов на одну и ту же должность, можно продолжать претендовать на ее, если переговоры с потенциальным кандидатом еще не завершились.

Тора и бизнес. Частный бизнес и запрет на уединение

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора запрещает мужчине и женщине, которые не состоят в браке, уединяться в закрытом помещении. Это распространяется на начальника и секретаршу, а также на многие другие случаи, часто встречающиеся в современных учреждениях.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Тора и бизнес. Суббота и бизнес

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Суббота — день абсолютного покоя. Запрещено обсуждать бытовые и финансовые вопросы и планировать действия, которые будут произведены в будни. Более того, нельзя побуждать неевреев делать работу вместо евреев.

Тора и бизнес. Плата за выполненную работу

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Зарплата должна быть перечислена работнику в указанный срок. Тора запрещает затягивать срок выплаты. Это распространяется и на внесение платы за съем квартиры или помещения для бизнеса.

Тора и бизнес. Деловое партнерство и проценты.

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При совместном ведении бизнеса часто возникают ситуации, при которой та или другая сторона получает прибыль с процентами. Чтобы этого избежать, консультируйтесь с раввинами и пользуйтесь разрешенными схемами сотрудничества.