Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не отклоняйся от того, что скажут тебе, ни вправо ни влево».

Рабан Гамлиэль из Явне и его современники

Мудрецы поколения

Когда рабан Йоханан бен Закай возобновил в Явне деятельность Санхедрина, р. Гамлиэль, сын рабана Шимона бен Гамлиэля, не был назначен главой Санхедрина (Наси). По-видимому, рабан Йоханан бен Закай не хотел привлекать внимание римлян к Санхедрину и к потомкам Гилеля, чья семья по традиции считалась преемницей власти царей Израиля. Только через несколько лет, когда подозрительность римлян уменьшилась, рабан Гамлиэль был назначен главой Санхедрина. Чтобы различать деда и внука, носивших одинаковые имена, последнего называют рабан Гамлиэль из Явне.

Избрав рабана Гамлиэля наси Израиля, мудрецы восстановили тем самым главенство семьи Гилеля, члены которой до этого на протяжении ста лет возглавляли Санхедрин. Кроме потомков Гилеля, пост наси занимали раби Элиэзер и раби Иеошуа — ученики рабана Йоханана бен Закая, вынесшие своего учителя из окруженного Иерусалима. Рабан Йоханан бен Закай назвал раби Элиэзера за его необыкновенную память «колодцем, сохраняющим каждую каплю». Раби Йеошуа был беден и с трудом сводил концы с концами, работая угольщиком. Наши учителя рассказывают, что когда он был еще совсем маленьким, его праведная мать приносила ребенка в бейт мидраш, чтобы уши мальчика впитали звуки Торы и чтобы Тора навсегда осталась в его душе. Рабан Йоханан бен Закай сказал о нем: «Счастлива мать, родившая его».

Учеником раби Элиэзера и раби Йеошуа был раби Акива бен Йосеф. Будучи почти ровесником своих учителей, он, однако, лишь в сорок лет начал изучать Тору. Поэтому раби Акиву не причисляют к мудрецам Явне первого поколения. Но он является несомненным лидером следующего поколения мудрецов Израиля.

Власть Торы

Со смертью рабана Йоханана бен Закая исчез авторитет, перед которым преклонялись все мудрецы Израиля. Единство народа могло быть обеспечено только Санхедрином. Все евреи обязаны были следовать решениям, которые принимались в Санхедрине большинством мнений, как это было заповедано Торой:

«Не отклоняйся от того, что скажут тебе, ни вправо ни влево». Это предотвращало разобщение народа. Все свои силы рабан Гамлиэль отдавал укреплению влияния Торы в народе и усилению власти Санхедрина. Тем самым решалась проблема сохранения единства народа и его мудрецов. Он знал, что, если один из членов Санхедрина откажется принять мнение большинства, это будет иметь разрушительные последствия. Поэтому, когда раби Элиэзер Агадоль (брат жены рабана Гамлиэля) отказался принять решение Санхедрина по одному из алахических вопросов, рабан Гамлиэль отлучил его. Талмуд так рассказывает об этом споре: В этот день раби Элиэзер привел все доводы, которые есть в мире, и не приняли их мудрецы. Сказал он: «Коли я прав, пусть дерево докажет», — вырвалось из земли дерево вместе с корнями. Сказали ему: «Не приводят доказательства из случая с деревом». Сказал он: «Если я прав, — вода докажет», — вода в арыке повернула вспять. Сказали ему: «Не приводят доказательства из случая с водой в арыке». Сказал он: «Если я прав, пусть стены бейт мидраша докажут», — наклонились стены бейт мидраша. Рассердился раби Йеошуа: «Если есть спор между мудрецами, почему стены должны вмешиваться в него?» Не упали стены из-за уважения к раби Йеошуа, но и не выпрямились из уважения к раби Элиэзеру. Так и остались наклоненными. Сказал раби Элиэзер: «Если я прав, пусть небеса докажут», — раздался Голос с Неба: «Закон всегда таков, как его формулирует раби Элиэзер». Встал раби Йеошуа и сказал:

«Не на небесах Тора, а дана нам на горе Синай. Поэтому мы не слушаем даже Глас Небесный, ибо написано в Торе: “следуй за большинством”.»

Мудрецы долго совещались, как сообщить раби Элиэзеру об отлучении. Его ученик раби Акива принял на себя эту тяжелую миссию, чтобы менее достойный человек не увеличил бы горечи великого мудреца. Что же сделал раби Акива? Закутался в черные одежды и сел неподалеку от учителя. Спросил раби Элиэзер: «Акива, чем этот день отличен от других?» Акива ответил ему: «Кажется мне, что твои товарищи отстранились от тебя». Раби Элиэзер понимал, что только таким образом можно было сохранить единство и узаконить мнение большинства. Несмотря на это, он по-прежнему считал мнение мудрецов ошибочным и не принимал его.

Как человек, у которого умерли близкие, раби Элиэзер порвал свои одежды, снял обувь и сел на землю. Глаза его были полны слез. Он покинул Санхедрин и основал ешиву в Лоде. Спустя некоторое время после отлучения раби Элиэзера, рабан Гамлиэль плыл на корабле. Разразилась сильная буря. Рабан Гамлиэль сказал: «Владыка мира, да известно тебе, что не для собственного почета и не из-за почета моей семьи я сделал это, а только, чтобы не умножать разногласий в народе», — и сразу утихло разбушевавшееся море.

В своем стремлении укрепить авторитет Санхедрина и его руководителей рабан Гамлиэль не признавал компромиссов. Такая политика привела к конфликту между ним и остальными мудрецами. Всякий раз, когда раби Йеошуа спорил с рабаном Гамлиэлем и в конце спора оставался при своем мнении, тот усматривал в этом оскорбление главы Санхедрина, на что реагировал очень резко. Мудрецы Санхедрина увидели в таком поведении оскорбление достоинства раби Йеошуа. Когда подобное случилось в третий раз, мудрецы потребовали отставки рабана Гамлиэля. Вместо него главой Санхедрина был назначен раби Элазар бен Азария. Отстранение от руководства не оскорбило рабана Гамлиэля. Будучи руководителем Санхедрина, он считал, что именно он ответственен за сохранение уважения к званию наси. Но и после отставки рабан Гамлиэль ни на минуту не оставлял бейт мид-раш и не расставался с товарищами по учению. Всякий раз, когда в Мишне появляются слова «в этот день», — речь идет о дне назначения раби Элазара бен Азарии главой Санхедрина. В этот день были решены многие спорные положения алахи. Впоследствии рабан Гамлиэль признал, что его отношение к раби Йеошуа было предвзятым и просил у него прощения. Из уважения к семье Гилеля члены Санхедрина снова назначили рабана Гамлиэля своим руководителем. Раби Элазара бен Азарию также оставили на посту наси. Так два человека одновременно удостоились чести руководить Санхедрином.

Под руководством рабана Гамлиэля была упорядочена молитва Шмонэ эсрэ, которую составили еще мудрецы Великого Собрания после разрушения Первого Храма. По инициативе рабана Гамлиэля Шмуэль Акатан сформулировал дополнительное благословение против отступников, число которых в то время сильно возросло. Еретики сеяли смуту в умах людей. Объединение народа под руководством Санхедрина мешало им, и они стали доносить на Санхедрин римским властям. Рабан Гамлиэль считал, что предатели не согласятся произносить благословение против еретиков и, таким образом, сами отстранятся от общины и от молитвы.

Мудрецы Торы — защитники народа.

В Санхедрине, заседавшем в Явне, была установлена алаха по многим вопросам, издавна разделявшим школы Шамая и Гилеля. В большинстве случаев алаха соответствует мнению школы Гилеля и лишь в восемнадцати вопросах принята точка зрения школы Шамая. Постепенно Санхедрин стал решать и политические проблемы. Однако это нужно было делать очень осторожно, дабы не вызвать недовольства римских властей. Иногда члены Санхедрина специально ездили в Рим, чтобы при дворе императора достичь того, чего не удавалось добиться у местной власти. Например, так выкупались еврейские пленники.

После смерти рабана Гамлиэля раби Элазар бен Азария единолично руководил Санхедрином. Однако, испугавшись римских правителей, он бежал в Галилею. Тогда пост наси, занял р. Йеошуа Азакен.

Еврейская община Эрец Исраэль постепенно укреплялась, и численность ее росла. Одновременно усиливалась подозрительность римлян. Р. Йеошуа с большими предосторожностями пытался возродить надежду на освобождение и строительство Храма так, чтобы римские власти не усмотрели в этом попытки восстания. Время было очень трудным и напряженным. Иногда заседания Санхедрина не проводились из-за опасения навлечь подозрения римлян. Мудрецы были вынуждены собирать учеников каждый в своем бейт мидраше.

В это время одним из наиболее уважаемых мудрецов стал р. Акива. Акива бен Йосеф в молодости был пастухом. Дочь Калба Савуа, известного в то время богача, убедила Акиву-пастуха посвятить себя изучению Торы. Она оставила дом своего отца и вышла замуж за бедняка. Под влиянием жены Акива начал учиться у р. Элиэзера и р. Йеошуа. Проведя много лет в их ешивах, он вернулся домой выдающимся мудрецом Торы. Он стал учить тысячи своих учеников с таким же усердием, с каким сам постигал когда-то Тору у своих учителей. Но ученики не относились с должным почтением друг к другу, и Небесный Суд вынес им смертный приговор. В конце жизни раби Акиве все-таки удалось обучить нескольких выдающихся учеников, сохранивших впоследствии Тору для еврейского народа.

Другом р. Акивы был раби Тарфон Акоэн. Р. Тарфон настолько выделялся среди окружающих, что последующие поколения называли его «Отец всего Израиля». Он был известен тем, что постоянно подчеркивал достоинства других мудрецов. Как-то раз р. Тарфон забыл объяснение одной алахи, и р. Акива напомнил ему. После этого он восторженно произнес: «Акива! Каждый, кто отдаляется от тебя, отдаляется от жизни». Р. Тарфон был богатым человеком. Однажды он передал р. Акиве значительную сумму денег для покупки земли, рассчитывая, что тот будет получать доходы от выращенного на ней урожая. Но р. Акива раздал эти деньги другим мудрецам, изучающим Тору, чтобы избавить их от забот о хлебе насущном. Спустя некоторое время р. Тарфон попросил р. Акиву показать ему купленный участок земли. Р. Акива указал ему на мудрецов Торы, и р. Тарфон решил, что это люди, продавшие р. Акиве землю. Но р. Акива объяснил, что все деньги он отдал мудрецам, для того чтобы те могли спокойно изучать Тору, и что, благодаря этому, р. Тарфон удостоился вечного удела, как сказано в псалмах царя Давида: «Не скупясь давал он бедным. Справедливость его пребывает вечно». Р. Тарфон согласился с доводами р. Акивы.

Р. Ишмаэль бен Элиша также был одним из друзей р. Акивы. Ребенком его захватили в плен и увезли в Рим. Когда в Рим приехал р. Йеошуа, ему рассказали, что в тюрьме находится красивый еврейский мальчик. Р. Иеошуа подошел к тюрьме и произнес начало фразы из Танаха: «Кто отдал тебя на разграбление, община Яакова?» (Иешаяу 32:34), — и мальчик сразу продолжил: «Разве не Б-г, которому мы согрешили?» И тогда р. Йеошуа сказал: «Я уверен, что он будет законоучителем еврейского народа». Он выкупил мальчика и увез его в Эрец Исраэль. Там р. Ишмаэль учился у р. Элиэзера и р. Йеошуа и стал законоучителем всего Израиля. Ему принадлежит барайта о тринадцати правилах, с помощью которых выводится алаха.

Р. Йоси Аглили был младше р. Акивы, и его считают учеником и товарищем р. Акивы.

Р. Акива много ездил по странам рассеяния евреев. Он пытался привлечь их к изучению Торы, прививал им любовь к Земле Израиля, вселял в них надежду на близкое избавление. В период усиления римского господства, когда Санхедрин в Израиле иногда не мог объявлять начало месяцев и високосный год, раби Акива, живший в то время в Вавилонии в городе Неардея, всеми силами заботился об установлении еврейского календаря.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше