Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Несмотря на то, что излишняя расточительность — не от доброго начала, иногда из этого может произрасти добро. Но предельная скупость — только во вред миру»Виленский Гаон, Совершенная мера, гл. 3
Таннаи занимались галахическими постановлениями. Кроме того, они составляли тексты молитв.

Последователи hИлеля

Рабби Шимон, сын hИлеля, получил Тору от hИлеля и Шамая (Рамбам, Предисловие к Мишне Тора), а также Йоханан бен Закай получил ее от hИлеля и Шамая (Авот 2, 8).

Рабан Гамлиэль Первый, сын рабби Шимона, сына hИлеля, был первым носителем титула рабан. (Слово рабан состоит из слова рав (учитель, господин) и арамейского суффикса нун софит (наш). Это указывает, что Рабан Гамлиэль является равом для всех нас — для всего народа. По другой интерпретации, суффикс нун софит указывает на высший уровень, например в случае слова рагзан, раздражительный человек, которое происходит от слова рогэз, гнев, см. Сидур Аводат Исраэль). Его называли Рабан Гамлиэль Старейшина точно так же, как его деда называли hИлель Старейшина. Он получил Тору от своего отца, рабби Шимона.

Со времени Моше до рабана Гамлиэля Тору изучали только стоя. После кончины рабана Гамлиэля человек стал слабеть от болезней и с того времени Тора изучалась сидя (Мегила 21а). Таким образом, говорится в Талмуде, со времени смерти рабана Гамлиэля Старейшины исчезло почитание Торы и ушли чистота и воздержание (Сота 49а).

Он принял четыре постановления ради общественной пользы (три из них упомянуты в мишнаёт в начале четвертой главы трактата Гиттин и еще одно — в барайте в той же главе), и еще одно — о том, кому разрешается выходить за техум, границу, которую обычно нельзя переходить в Шабат (Рош hаШана 23б).

Рабан Шимон, сын рабана Гамлиэля Старейшины, получил Тору от отца. Он был одним из асара hаругей мальхут, десяти мучеников, убитых римлянами. Гемара (Шабат 15а, согласно Раши) говорит: hИлель и (его сын) Шимон правили в столетие перед разрушением Храма.

Рабан Шимон бен Гамлиэль разрешил женщине, родившей пятерых и следовательно имеющей обязанность сделать пять жертвоприношений, принести только одно (Керейтот8а. Хотя жертвоприношение за каждого рожденного есть обязанность, установленная в письменной Торе, рабан Шимон бен Гамлиэль проявил мягкость в соответствии со стихом Время действовать ради Г-спода, они нарушили Тору Твою (Теhилим 119, 126), позволяющим мудрецу разрешать нарушить заповедь при исключительных обстоятельствах; в данном случае, цена за требующиеся приношения необоснованно была очень сильно завышена. Рабан Шимон бен Гамлиэль чувствовал, что если женщины не сделают даже одного жертвоприношения, они, возможно, станут есть освященную пищу, будучи еще ритуально нечистыми. Однако как только он объявил свое решение, цены снизились и оно было отменено. См. Раши к Керейтот 8а). Рабби Йоханан бен Закай сменил его на посту Наси.

Рабан Гамлиэль бен рабан Шимон получил Тору от отца. Он известен как рабан Гамлиэль из Явне и жил во времена разрушения Второго Храма. Он стал Наси после смерти рабби Йоханана бен Закай, вернув этот высший пост семье hИлеля.

В Явне он добавил благословение Веламальшиним (И доносчикам) к молитве Шмоне Эсре, Восемнадцать благословений. (Гемара, Брахот 28б, приписывает его авторство Шмуэлю hаКатан, бывшему членом суда рабана Гамлиэля и действительно написавшему его. См. Рамбам, hИльхот Тфила 2, 1).

Он и его суд добавили четвертое благословение hаТов вэhаМэйтив, Добрый и Творящий добро в Биркат hаМазон после получения разрешения похоронить жертв Бейтара (Это подробно обсуждает Авудраhам в комментарии к Биркат hаМазон, Благословениям после еды).

Они запретили употреблять мясо животного, убитого неевреями (Хулин 5б).

Рабан Шимон бен Гамлиэль получил Тору от отца. Он был отцом рабби Еhуды hаНаси. Принцип, по которому hалаха следует всему тому, что Рабан Шимон бен Гамлиэль учил в наших мишнаёт, кроме трех случаев, относится к нему, а не к первому рабану Шимону бен Гамлиэль.

Рабби Йоханан бен Закай

Следующим звеном в цепочке передачи Торы были рабби Йоханан бен Закай и его ученики. Рабби Йоханан бен Закай стал Наси после убийства первого рабана Шимона бен Гамлиэль. Он был наименее выдающимся из последователей hИлеля Старейшины, однако он знал весь Танах, Мишну, Гемару, кодексы законов, агаду (неюридическую часть раввинистической литературы); правила герменевтики, толкования Торы и нумерологии; законы движения солнца и луны; разговоры ангелов-служителей, демонов и деревьев; притчи; тайны Маасэ Меркава, Видений Колесницы (Ехезкель, глава 1); а также трудности, которые в будущем поставят в тупик Абае и Раву (в Гемаре, см. Сукка 28а с Раши).

Он издал девять постановлений. (Они таковы:

(а) после разрушения Храма он установил обязанность дуть в шофар, когда Рош hаШана выпадает на Шабат, везде, где есть суд;

(б) после разрушения Храма лулав берется в руки все семь дней праздника Суккот;

(в) после разрушения Храма запрещено использовать новый урожай зерновых весь шестнадцатый день месяца Нисан;

(г) свидетельские показания по поводу Нового месяца должны приниматься весь день;

(д) свидетель Нового месяца должен идти только в дом собраний;

(е) Коhаним не должны произносить своего благословения в обуви;

(ж) свидетелю Нового месяца должно разрешаться нарушать Шабат только при наступлении месяца Нисан или Тишрей;

(з) прозелит не должен отделять четверть шекеля для жертвоприношения во время, когда будет вновь построен Храм, поскольку есть возможность, что он использует отделенное для других целей;

(и) после разрушения Храма не обязательно приносить плоды лозы в четвертый год в Иерусалим, даже если путешествие занимает всего день; а можно продать плоды и выручку принести в Иерусалим

см. Рош hаШана, 31б).

Из учеников рабби Йоханана бен Закай пятеро числились среди величайших мудрецов:

(1) Рабби Элиэзер бен hИрканус известный как рабби Элиэзер hаГадоль (Великий). Его учебный зал был велик, как арена. Один камень был поставлен туда специально, чтобы рабби Элиэзер сидел на нем. Однажды рабби Еhошуа вошел в этот учебный зал и подошел к этому камню, чтобы поцеловать его, провозгласив: «Этот камень подобен горе Синай, а сидящий на нем — рабби Элиэзер — напоминает Ковчег Завета» (Мидраш Шир hаШирим к 1, 2 с Матнот Кеhуна).

Когда рабби Элиэзер хотел установить закон согласно своему мнению против большинства мудрецов, его коллеги проголосовали отлучить его. (Иерусалимский Талмуд, Моэд Катан 3, 1, объясняет, что, хотя рабби Элиэзер знал, что hалаха требует, чтобы мы следовали мнению большинства, он полагал, что это правило неприменимо в его случае. Поскольку они проявили неуважение к нему, он, почувствовав это, указал, что их мнение необъективно и поэтому к нему это правило не относится; см. также Бава Меция 59б).

Рабби Элиэзер был женат на сестре рабана Гамлиэля из Явне. Он составил том барайтот известный под заглавием Пиркей деРабби Элиэзер.

(2) Рабби Еhошуа бен Хананья. О нем сказано (Авот 2, 11): Счастлива родившая его! Иерусалимский Талмуд (Евамот 1, 6) объясняет, что когда его мать была им беременна, она ходила в каждое из 24 мест в ее городе, где изучали Тору, прося людей, находящихся там, молиться за то, чтобы ее ребенок стал мудрым. После того, как он родился, она приносила колыбель с ним в синагогу, чтобы он привыкал слушать слова Торы.

Прозелит Онкелос получил свой перевод Торы от рабби Еhошуа бен Хананья и рабби Элиэзера (Мегила 3а. См. также Авода Зара 11а, которая выводит, что Онкелос жил в дни рабана Гамлиэля Старейшины. hАгаhот Яавец (там же) предполагают, что либо Гемара имеет в виду другого Онкелоса, либо нужно выправить текст, чтобы он гласил: рабан Гамлиэль из Явне. См. Маhарац Хаёт).

(3) Рабби Йосей hаКоhен, восхваляемый за благочестие (Авот 2, 11). Гемара говорит, что написанное им никогда не давалось в руки неевреев во избежание его переноса с места на место в Шабат (Шабат 19а).

(4) Рабби Шимон бен Нетанель, прославившийся боязнью согрешить (Авот 2, 11). Он имел обыкновение учить: «Будь внимателен, когда читаешь Шма и произносишь молитвуШмонэ Эсрэ, и не представляй свою молитву поверхностной, но как мольбу о милости и милосердии» (Авот 2, 18).

(5) Рабби Элазар бен Арах, о ком было сказано, что он перевешивает всех мудрецов (Авот 2, 12).

Рабби Акива бен Йосеф получил Тору от рабби Элиэзера и рабби Еhошуа, а также от Нахума Иш Гамзу. Его отец был прозелит (Рамбам, Введение в Мишне Тора). Гемара идентифицирует рабби Акиву как потомка Ханаанейского военачальника Сисры (Шофетим, глава 4. См. также Рабби Ниссим Гаон к Брахот 27а, который цитирует Санhедрин25а).

Святой [Творец] сказал Моше: «Пройдет несколько поколений, и восстанет муж — по имени рабби Акива бен Йосеф — который выведет из корон каждой буквы Торы великое множество законов» На что Моше ответил Святому [Творцу]: «У Тебя есть такой человек, и Ты даровал Тору через меня?» Святой [Творец] ответил: «Тише! Таков Мой декрет!» (Менахот 29б).

Рабби Акива глубоко понимал тайны Маасэ Меркава, Видений Б-жественной Колесницы (Ехезкель, глава 1). Он вошел в Пардес, «сад» эзотерического знания, и вышел невредимым (Хагига 14б).

Ни один человек никогда не был так счастлив и велик в изучении Торы или в богатстве, как рабби Акива (Рабейну Гершом к Бава Батра 12б).

Он был одним из асара hаругей мальхут, десяти мучеников, казненных римлянами. (Когда рабби Акива был заключен в тюрьму и ему не хватало воды для омовения рук, то он решил не есть, говоря: «Лучше я умру своей смертью, чем нарушу постановление моих коллег» (Эрувин 21б).

Хелькат Йоав объясняет, что всю свою жизнь рабби Акива был обеспокоен тем, когда же он сможет отдать жизнь чтобы освятить Имя Б-га, выполнив этим стих из Шма: Возлюби Г-сподавсею душою твоею. То есть выражение «умереть своей смертью» означает, что он был готов отказаться от исполнения своего страстного желания и взамен умереть от менее значительной личной причины, чтобы не нарушить раввинистическое постановление об омовении рук перед едой.

Рабейну Нисим Гаон (Брахот 57б) пишет, что праведность рабби Акивы превзошла его ученость и поэтому он прославился своею праведностью).

Он написал Мехильту. Книга Отиёт деРабби Акива приписывается ему. Он составил молитву Авину Малькейну (Таанит 25б).

Гемара говорит в трактате Евамот (16а): Ты — Акива бен Йосеф, чье имя знаменито от края и до края мира. Численное значение выражения мисоф hаолам ад софо, от края и до края мира, — 564 [при проверке выходит 563], именно столько раз рабби Акива упомянут в Талмуде. Далее, численное значение выражения оцар балум, сокровищница с отделениями, термина, используемого для характеристики рабби Акивы в трактате Гиттин 67а, — 375, что означает, что hалаха следует мнению рабби Акивы 375 раз; точно так же в выражении шаа омэдэт ло (ему сопутствовал успех), численное значение первого слова шаа — 375. Согласно одному из вариантов прочтения этого фрагмента (Тосефот к Гиттин 67а), рабби Акиву называли оцар балус, сокровищница с перемешанными [сокровищами] (т.е. ум полный знаний всех видов), и численное значение этого выражения идентично численному значению его имени Рабби Акива (hАгаhот Мицпе Эйтан к Евамот 16а).

По Талмуду, его соперником был рабби Йишмаэль, ученик рабби Нехуньи бен hАкана (Шевуот 27а). В годы разрушения Храма, еще ребенком, рабби Йишмаэль был пленен римлянами и рабби Еhошуа заплатил большой выкуп за его освобождение (Гиттин 58а). Вместе с Санhедрином рабби Йишмаэль был изгнан из Явне в Ушу, как говорит Гемара (Бава Батра 28б): Кто были те, что поехали в Ушу? — Рабби Йишмаэль. Гемара перечисляет пять декретов, провозглашенных мудрецами в Уше. (Они таковы:

(1) Отец обязан материально поддерживать своих маленьких детей;

(2) Отдающий всю свою собственность сыновьям вправе рассчитывать на материальную поддержку ими себя и своей жены;

(3) Запрещается отдавать на благотворительность больше пятой части своего состояния;

(4) Если ребенок младше 12 лет отказывается учиться, его надо мягко увещевать; как только он достигает этого возраста, отец при необходимости должен пускать в дело ремень или лишать его пищи;

(5) Если женщина располагает собственностью, статус которой определяется термином мелог (на которую ее муж имеет узуфрукт, то есть право использовать собственность и доходы от нее без права распоряжаться капиталом и без ответственности за ее утрату или ухудшение ее состояния, термин объясняется в Общем Введении к Трактату Кетубот, издательство Артскролл), и продает эту собственность, когда ее муж жив, а затем она умирает, то муж имеет право отобрать эту собственность у покупателей;

см. Кетубот 49б, 50а).

Рабби Йишмаэль написал Мехильту (см. Глава 3) [это не ошибка, действительно есть сведения, что рабби Йишмаэль написал Мехильту, и что рабби Акива написалМехильту, возможно, другую]. Авторство книги hЭйхалот приписывается ему, и он составил список тринадцати принципов герменевтики, с помощью которых толкуется Тора.

Следующие ученики получили Тору от рабби Акивы:

Рабби Меир, величайший из них (ниже о нем написано, что он — автор каждой анонимной мишны). Его женой была Берурья, дочь рабби Ханины бен Терадьон. Однажды она выучила 360 законов от 360 мудрецов за один день (Псахим 62б). Мы даже находим сообщения о том, что она вела правовые дискуссии с мудрецами (Тосефта Келим (Бава Камма) 4, 9; (Бава Меция) 1, 3).

Рабби Еhуда бен рабби Илай, кому была дана привилегия всегда говорить первым (Брахот 63б, Шабат 33а). Он решал все hалахические вопросы в хозяйстве Рабби (т.е. рабби Еhуды hаНаси, см. Раши и Тосефот к Менахот 104а) и прославился своей праведностью; его (не называя его имени) называли просто праведником (Бава Камма103б).

Рабби Йосей бен Халафта. Когда Рабби захотел оспорить одно из мнений рабби Йосей, он сказал: «Мы на слишком низком уровне, чтобы оспаривать рабби Йосей, поскольку разница между его поколением и нашим собственным — такая же, как разница между Святая Святых и самым будничным» (Иерусалимский Талмуд к Евамот 6, 7). Каждая анонимная барайта в Седер Олам следует его мнению.

Рабби Шимон бар Йохай сочинил Зоар. (Следующий отрывок о Каббале содержится в Шиурей Браха: «Рабби Нехунья бен hАкана был главным толкователем Каббалы (мистических учений); он написал hаБаhир. После него был рабби Шимон бар Йохай, сочинивший Зоар. Когда рабби Шимон и его поколение умерли, знание Каббалы было утеряно. Наконец, Всемогущий вдохновил некоего восточного монарха приказать своим подданным копать в определенном месте, чтобы обрести богатство, и они наткнулись на ящик, в котором была копия книги Зоар. Когда мудрецы из Толитолы (Толедо, Испания) изучили находку, они очень обрадовались, и оттуда Каббала распространилась среди народа Израиля»).

Рабби Нехемья.

Рабби Элазар бен Шамуа hаКоhен. Рабби ходил к нему держать экзамен а также за разъяснениями своих трудностей в изучении Торы (Менахот 18а с Раши. Рав назвал рабби Элазара бен Шамуа счастливейшим из всех мудрецов (Кетубот 40а с Раши). Мир был опустошен отсутствием знаний Торы и учености, пока рабби Акива не пришел и не научил этому. Поэтому любой из его учеников, понимавший Тору так же хорошо, как он, конечно же, хорошо разбирался в hалахе, и его легко можно было бы назвать «счастливейшим из мудрецов»; см.Шита Мекубецет).

Рабби Йоханан hаСандлар, хвалившийя тем, что часто посещал рабби Акиву (Иерусалимский Талмуд к трактату Хагига 3, 10). Когда рабби Акива был заключен в тюрьму за то, что занимался изучением Торы, что было запрещено римлянами, рабби Йоханан переоделся торговцем, разносящим товар, и прошел мимо тюрьмы, выкрикивая: «Кому нужно купить иглы?» В этом простом выкрике был зашифрован hалахический вопрос о халице. (Когда мужчина умирает бездетным, его брат обязан либо жениться на его вдове, либо совершить халицу (буквально: снятие башмака). Смотри Дварим 25, 5 и далее, а также Общее Введение в Мишну, трактат Евамот, издательства Артскролл). Тогда рабби Акива высунул голову из окна и невинно спросил: «А у тебя есть веретёна?» — что содержало закодированный ответ на вопрос рабби Йоханана (Иерусалимский Талмуд к трактату Евамот 12, 5).

Рабби Йоханан происходил из города Александрии (Иерусалимский Талмуд к трактату Хагига 3, 10. Маhарац Хаёт в Даркей Моше предполагает, что его называли рабби Йоханан hаСандлар, потому что он происходил из Александрии. Однако более ранние мудрецы утверждают, что, на самом деле, он был сапожником, что и означает словосандлар).

Шимон бен Азай, обладавший необычайно острым умом, имел обыкновение говорить: Все мудрецы Израиля, по сравнению со мною тонки, как шелуха чеснока, кроме «того лысого» (что указывало на рабби Акиву, бывшего лысым). Когда Абае был в хорошем расположении духа, он обычно говорил: Я подобен бен Азаю на рынках Тверии, что означало: «Я открыт и готов ответить на все вопросы точно так же, как Бен Азай, живший в Тверии и обладавший острым умом и ученостью» (Кидушин 20а с Раши).

Рабби Элазар бен Хисма, сведущий в инженерии и в геометрии, мог сосчитать число капель воды в море (hОраёт 10а). Он имел обыкновение говорить: Законы жертвоприношения птиц и законы начала месячных кровотечений — это основные законы; астрономия и математика подобны приправам мудрости (Авот 3, 23).

Рабби Элазар, сын рабби Йосей из Галилеи (Коhелет Рабба 11, 60). О нем сказано: «Если ты где-то найдешь толкование Торы рабби Элазара, навостри уши, сделав их подобными кузнечику, чтобы воспринять то, чему он учит». Он составил 32 правила толкования Торы.

У рабби Акивы было 12 000 пар учеников, от Габаса до Антипараса, и все они умерли в одно и то же время, поскольку не относились друг к другу с уважением. Мир оставался опустошенным (поскольку Тору стали забывать, см. Раши), пока рабби Акива не прибыл к нашим южным учителям и не обучил их Торе. Это были: рабби Меир, рабби Еhуда, рабби Йосей, рабби Шимон и рабби Элазар бен Шамуа, и именно они вдохнули в Тору жизнь в то время. Все 12 000 пар учеников умерли между Песахом и Шавуотом (Евамот62б).

Рабби

Рабби Еhуда hаНаси, сын рабана Шимона бен Гамлиэль, известный как Рабби (даже несмотря на то, что в Талмуде случается, что Рабби и рабби Еhуда hаНаси дебатируют друг с другом, см. Иерусалимский Талмуд, трактат Пеа, конец первой главы; последний в действиотельности — внук Рабби, которого часто называют рабби Еhуда Несия); его также называли Рабейну hаКадош (наш святой учитель), поскольку он никогда не позволял своей руке соскользнуть ниже пояса (Шабат 118б). Он получил Тору от своего отца (Бава Меция 84а), от рабби Элазара бен Шамуа (Евамот 84а) и от рабби Шимона бар Йохая и его коллег, учеников рабби Акивы. Рава сообщал о Рабби, что он черпал воду из глубоких колодцев (Шевуот 7а).

В случаях, когда Рабби выражал свое мнение, он обычно предварял его словами «Я говорю» (это выражение «я говорю», используемое Рабби, часто встречается в Вавилонском и Иерусалимском Талмуде и Тосефте, см. Кидушин 9б, Гиттин 38б, 39б, 52а, Арахин 17а, 24б, Таанит 2б и в других местах), что является выражением его скромности, как учит Мишна: Когда Рабби умер, скромность прекратила существование (Сота 49а, hОраёт 14а). Рабби никогда не выражал свое мнение в виде окончательного провозглашения закона, он указывал только, что так ему представляется; это очень напоминает, как сегодня ученые талмудисты пишут: Представляется моему скудному уму (Бейт hаОцар).

Рабби и его суд провозгласили:

— правила, касающиеся сикрикона, римских солдат, угрожавших убить евреев, если они не отдадут им свое имущество (Гиттин 55б);

— некоторые законы о менструирующей женщине (Нида 66а).

— Они постановили, что даже знающий ученик не должен решать правовых вопросов без согласия учителя, даже если они далеко друг от друга (Санhедрин 5б).

— Завершив свои молитвы, рабби добавлял: Еhи рацон милефанеха, шетацилейни мэязэй фаним умэязут паним; Да будет воля Твоя избавить меня от дерзких людей и от дерзости … (Брахот 16б). Теперь мы произносим эти слова в наших утренних молитвах (Гемара, Брахот 16б, поясняет, что Рабби произносил эти слова, несмотря на то, что Антоний приказал своим солдатам охранять Рабби и подвергать порке всякого, кто попытается его ранить, см. комментарий Раши к этому месту).

Рабби был человеком, который составил Мишну и отредактировал ее.

С любезного разрешения переводчика, Вениамина Захарина


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.