Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.

В конце второго века принятого летоисчисления завершилась работа над составлением и редактированием текста Мишны. Она была записана в том виде, в котором изучалась раньше устно, и составила шестьдесят три трактата ( масехтот ), объединенных в шесть разделов ( сдарим ):

Раздел Зраим (Семена) рассматривает законы, связанные с земледелием. На плоды, выращенные в Святой земле, распространяются многочисленные заповеди: шмита , отделение трумот и маасрот , дары бедным, бикурим (первинки), орла, килаим .

Раздел Моэд (Времена) посвящен святости времени. В нем изучаются многие заповеди, непосредственно связанные с календарем: Суббота, праздники, памятные дни.

Раздел Нашим (Женщины) включает в себя законы заключения и расторжения брака, а также имущественных отношений, возникающих в результате заключения брака и развода.

Раздел Незиким (Убытки) посвящен гражданскому праву. Темы, им разрабатываемые: возмещение материальных убытков, кредит и торговля, судопроизводство, наследство, компаньоны и пр.

Раздел Кодашим (Святыни) касается порядка службы в Храме и тех жертв, которые в нем приносились.

Раздел Тоорот (Чистота) занимается законами ритуальной чистоты, связанной, в основном, со службой в Храме.

Устная Тора, передававшаяся полторы тысячи лет из уст в уста, была записана во времена раби Йеуды Анаси. Непрерывная цепочка поколений, соединяющая Раби Йеуду Анаси с поколением, получившим Тору на Синае, насчитывает 45 звеньев.

Еще раз повторим их:

Йеошуа бин Нун,

Отниэль бен Кназ — Эуд бен Гера

Шамгар — Двора-пророчица — Гидеон

Авимелех — Тола — Яир Агилади

Ифтах — Ивцан — Эйлон

Авдон — Шимшон

Эли Акоэн

Шмуэль — Давид

Ахия из Шило — Элияу Анави

Элиша — Йояда Акоэн — Зехария — Ошея

Амос — Йешаяу — Миха — Йоэль

Нахум — Хавакук — Цфания

Йирмеяу — Барух бен Нерия

Эзра

Мужи Великого Собрания

Шимон Ацадик — Антигнос из Сохо

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Йеошуа бен Прахия и Нитай Арбели

Йеуда бен Табай и Шимон бен

Шетах — Шмая и Автальон

Илель и Шамай

рабан Йоханан бен Закай

раби Элиэзер и раби Йеошуа — раби Акива

раби Меир и раби Шимон

раби Йеуда Анаси.

О том, кто были эти люди, мы уже рассказали, хотя рассказ о каждом из них получился лаконичным. Но даже из приведенного видно, что они отличались необычайной скромностью, невероятным усердием и самоотверженностью в изучении Торы, любовью к людям, а также страхом утратить хотя бы каплю той живительной влаги, которой Всевышний напоил наш народ на Синае. И главное, всех их объединяла безграничная тяга к познанию истины и готовность пожертвовать собой во имя ее достижения.

Талмуд (трактат Псахим 22б) говорит, что ивритское слово ЭТ , часто упоминаемое в Торе перед прямым дополнением, следует понимать как расширение последующего понятия. Само по себе это слово иногда употребляется в значении соединительного союза «с». Но перед прямым дополнением оно выступает в качестве непереводимой служебной частицы, например: «Вначале сотворил Б-г небо и землю» — «ЭТ ашамаим вэ-ЭТ аарец». Впрочем, прямое дополнение может быть образовано и без этой частицы, правила языка это разрешают. Тогда почему в некоторых случаях Тора пользуется частицей ЭТ ?

Ученый по имени Шимон Амсуни ответил: «чтобы добавить к прямому дополнению нечто второстепенное, связанное с ним». Так, в приведенном примере следует понимать, что вначале Всевышний сотворил небеса со всем их воинством и землю вместе со всем, что наполняет ее недра.

Но если быть последовательным, то таким же образом нужно толковать каждый стих, в котором упомянута частица ЭТ . Как правило, это возможно. Например: «И познал Адам Хаву, свою жену; она зачала, родила Каина и сказала: приобрела я человека с Г-сподом»? В данной фразе частица ЭТ упомянута три раза. Это учит, — объяснял раби Шимон Амсуни, что вместе с сыновьями Адама рож дались их сестры-близнецы: с Каином — одна, с Эвелем — две (что создало известную напряженность между братьями).

И так он объяснял стихи по всей Торе, пока не добрался до стиха: « ЭТ Ашем Элокеха тира » — «Бойся Г‑спода, своего Б-га». Но здесь прибавление кого бы то ни было к Всевышнему явится нарушением основного принципа Торы, говорящего о единстве Б-га. Рядом с Ним никого нельзя поставить!

Раби Шимон Амсуни не смутился: «Если так, значит, мое толкование неверно!» Ученики спросили его, как же быть с остальными местами в Торе, в которых он толковал ЭТ как добавление к сказанному чего-то второстепенного? Мудрец ответил: «Как получил я награду за толкование, так получу награду и за отказ от него».

Каждый по себе знает, как трудно признавать ошибки. Да еще в зрелом возрасте. Да еще будучи всеми уважаемым и почитаемым ученым! В особенности, когда разговор идет не об отдельном случае, а об основополагающем принципе, на котором была построена целая система. Скорее всего, для раби Шимона Амсуни открытие одного правила в толковании Торы было делом всей жизни. Представьте, что Альберт Эйнштейн вдруг отрекся под конец жизни от ВСЕЙ своей теории относительности только потому, что она не смогла объяснить какое-то одно единственное явление!

Раби Шимон Амсуни отрекся от своей теории, несмотря на то что он построил на ней целое здание, включавшее многие толкования закона. После этого он был вынужден искать всех учеников, которым когда-то давал уроки на основе своей теории, и объяснять им, что ошибся. Он был человеком, а не ангелом. А сердце человека всегда стремится отыскать любое средство, позволяющее остаться при своем мнении. Но мудрец отказался от своей трактовки, как только убедился, что она не всегда работает.

Отказавшись от своего правила, он не оставил после себя вакуум в теории, поскольку был знаком с точкой зрения раби Акивы. Раби Акива и его последователи этот проблематичный стих трактовали так: частица ЭТ в нем превозносит мудрецов Торы, перед которыми следует благоговеть. Благоговение перед ними можно включить в контекст этого стиха («Бойся Г‑спода, своего Б‑га» — и Его мудрецов), потому что воля Б-га известна нам только по традиции, которую мудрецы донесли до нас от Синая.

Все это раби Шимон Амсуни, наверное, знал. Но такое толкование казалось ему несколько натянутым, а спасать свою теорию «натянутым» ответом он не собирался. Истина — превыше всего! Ради нее можно зачеркнуть всю прожитую жизнь.

Раби Шимон Амсуни не был уникален. Такое же качество было свойственно практически всем нашим мудрецам. Раби Акива прав: перед такими людьми нужно испытывать благоговейный трепет.