Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Запись Устной Торы — нарушение запрета?

Темы: Мудрецы, Мишна, Талмуд, Устная Тора, Изучение Торы, Эльяким Залкинд

Отложить Отложено

Не является ли запись Устной Торы нарушением завета, ведь она была дана в устном виде неспроста?

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Разумеется, Устная Тора была дана именно в устном виде неспроста. Все, что относится к Торе, дарованной нам Всевышним, неслучайно. (См. об этом в книгах Маараля из Праги: Хидушей Агадот на трактат Гитин, 60 б; Тифэрэт Исраэль, гл. 68). Однако это еще не означает, что ее запрещено записывать. И в Письменной Торе об этом нигде не сказано. Однако в самой Устной Торе есть сообщение о таком запрете. Но в ней же содержится и разрешение записать ее в случае необходимости — ради сохранения самой Торы. (См. последнюю мишну трактата Брахот, в Талмуде — трактат Гитин 60а, б, Тмура 14 б).

После разрушения Второго Храма началось «римское изгнание», которому предстояло затянуться на тысячу и более лет. Евреи рассеивались по всей земле. Римляне запрещали изучать Тору и соблюдать заповеди, ученики из-за многочисленных гонений и бедствий не могли перенять у учителей Устную Традицию во всей глубине и объеме. И наши мудрецы, несущие ответственность за передачу Традиции Торы последующим поколениям, увидели, что ради сохранения Торы в еврейском народе необходимо собрать и сформулировать в едином своде все ее основы и «опорные элементы». Чтобы они были известны всем. И благодаря им Устная Тора не будет забыта — ее всегда можно будет восстановить в полном объеме. (См. об этом в предисловии Рамбама к его книге Мишнэ Тора).

Безусловно, это происходило по Воле Всевышнего и ради исполнения Его замыслов, хотя и было вызвано пришедшими в мир бедами.

Составленный свод законов был назван Мишной. Тем не менее, и после записи основ безграничное «море» Устной Торы осталось устным. И даже понимание самой Мишны требовало глубокого анализа, ключи к которому передавались устно. Когда спустя несколько поколений понадобилось снова сформулировать и записать еще бОльшую часть Устной Торы — Талмуд, построенный как разъяснение Мишны, — он стал невероятно обширным, многогранным и сложным её анализом и прояснением.

Запись Талмуда, Мидраша, их толкований, сводов законов и всех остальных частей Традиции позволяли поколению за поколением вплоть до нашего времени передавать, принимать и соблюдать все ту же единую Традицию. То, что могли сохранять и передавать в устной форме мудрецы первых поколений, времен пророков, обоих Храмов, когда широко были открыты врата постижения мудрости, — последующие поколения, чьи силы были меньше, получали от учителей, опиравшихся на записанное в книгах. Они проясняли глубины Традиции в новых книгах для последующих поколений. Однако во всех поколениях Тора, звучащая в устах нашего народа, шире всего записанного, она скрывает и открывает глубины того, что было изначально передано нам на Синае.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Суккот

Н. Изаксон

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот. Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

«Оцарот»

Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

Симхат Тора

Разные авторы

Симхат Тора и Шмини Ацерет — это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй день — целиком Симхат Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини Ацерет.