Темы: Талмуд, Устная Тора, История, Моше Пантелят
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак мы можем знать, что Устная Традиция не дошла до нас в очень измененном виде?
Обратимся за помощью к археологам. В Массаде была найдена миква, устройство и размеры которой точно соответствуют талмудическому описанию и современной практике. А законы миквы даны в тексте Пятикнижия только намеком, подробное их изложение в Талмуде было записано через четыреста лет после разрушения Массады. Значит Талмуд не изобрел ничего нового, а только зафиксировал древнюю традицию. Еще один факт: в пещерах около Хирбет Кумран были найдены несколько пар тфилин — «по Раши», а в пещерах Вади Мурабаат (неподалеку от Массады) Йигаль Ядин нашел тфилин «по рабейну Там». Сама по себе находка указывает на древность и аутентичность Устной Торы. Ведь в Письменной Торе упомянуты только «знаки на руке и украшения между глаз», а то, что имеются в виду тфилин, говорит только Устная Тора, записанная в Мишне более чем через сто лет после того, как погибли последние обитатели этих мест. Но что самое интересное: получается, что известный нам спор между средневековыми комментаторами Талмуда (Раши и рабейну Там) о порядке отрывков в тфилин на самом уходит корнями в глубокую древность.
Это конечно не доказательство, скептик может сказать: «Вы привели 2 примера, удобных для Вас, а может быть есть сотни законов, претерпевших изменения в ходе истории. Верно, я привожу только иллюстрации, примеры. Но человеку искренне ищущему ответы на свои вопросы, достаточно и этих двух примеров для того, чтобы получить представление о сохранении Устной Торы на протяжении тысячелетий.
Редакция Толдот.ру
Биография автора нашего сайта
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Рав Овадья Климовский
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикинижии?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Пантелят
Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?
Рав Моше Ойербах
Рав Эльяким Залкинд
Рабейну Гершом добавил к Торе запрет многоженства?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы»