Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Вашти

Вашти (Астинь) — жена персидского царя Ахашвероша, правившего в последний период 70-летнего Вавилонского изгнания евреев. Вашти происходила из вавилонского (халдейского) царского рода — она была внучкой Невухаднецара (Навуходоносора) и дочерью Бельшацара (Валтасара). Вашти является одной из ключевых фигур событий Пурима: в Танахе, в Свитке Эстер (Мегилат Эстер), рассказывается о ее казни Ахашверошем. Это событие привело к появлению при дворе Ахашвероша еврейки Эстер (Эсфирь).

Вашти — ненавистница евреев

Казнь Вашти

Вашти и Аман: «злодей наказывает злодея»

История Вашти в контексте событий Пурима

Оглавление

Пир Валтасара (Бельшацара) [↑]

В 3338 году (422 г. до н. э.) вавилонский царь Невухаднецар разрушил Иерусалимский Храм и изгнал евреев в Вавилонию. Сыну Навухаднецара, Бельшацару, ненавидевшему евреев, были известны предсказания пророковИрмияу (Иеремии) и Даниэля (Даниила) о том, что вавилонское изгнание будет длиться 70 лет. Если после этого к евреям не придет их избавитель, их уже можно будет не опасаться.

Было только неясно, от какого момента следует отсчитывать срок. Бельшацар вел счет от вступления Невухаднецара на престол.

Через семьдесят лет после воцарения своего деда, в 3389 году (371 г. до н. э.), Бельшацар устроил грандиозный пир и использовал для еды и напитков храмовую утварь, которую Невухаднецар взял в качестве трофея, разграбив Иерусалимский Храм.

В разгар пира на стене появилась начертанная таинственной рукой надпись на арамейском языке «мене, мене, текел уфарсин» — «исчислено, исчислено, взвешено и разделено». Пророк Даниэль расшифровал эти слова как послание Б-га, возвещающее скорую гибель Бельшацару и его царству (Даниэль 5:1-31). В ту же ночь Бельшацар был убит заговорщиками, вражеские войска захватили город, Вавилонская империя пала и ей «наследовала» империя Мидо-Персидская.

Согласно одному из мнений, приводящихся в мидраше, Вашти, не зная о гибели отца, бежала в его покои и была там схвачена царем Дарьявешем (Дарием). Дарьявеш сжалился над ней и отдал в жены своему сыну Ахашверошу (по другому мнению, Ахашверош не принадлежал к царскому роду, а был простым конюхом).

Вашти — ненавистница евреев [↑]

В 3390 году (370 г. до н. э.) к власти пришел персидский царь Кореш (Кир), который разрешил евреям вернуться в Иерусалим и отстроить Храм. Многие евреи переехали в Иерусалим, где начались восстановительные работы. Но уже через два года Ахашверош, ставший царем, запретил их. Немалую роль в этом решении сыграла его жена Вашти, яростно протестовавшая против восстановления Храма.

Известно также о жестоком обращении Вашти со служанками-еврейками, которых она заставляла работать в субботу без одежды.

Ахашверош, как и Бельшацар, с нетерпением ждал конца 70-летнего срока, когда, согласно предсказаниям пророков, должно было закончиться изгнание евреев. По его расчетам это должно было произойти на третий год его царствования, в 3395 году (365 г. до н. э.). Когда этот срок истек, а избавление к евреям так и не пришло, Ахашверош — подобно Бельшацару — устроил пир, на котором демонстрировал храмовую утварь и облачался в одеждыпервосвященника Иерусалимского Храма. Вашти, устроившая пир для женщин, также надевала одежду первосвященника.

Казнь Вашти [↑]

На седьмой день пира (а это была суббота) среди пирующих зашел разговор о женской красоте, и Ахашверош приказал Вашти явиться на мужскую половину без одежды, только в царском венце (Мегилат Эстер 1:10). (это было наказанием «мера за меру» за ее издевательство над еврейскими женщинами). Царица отказалась, но не из стыдливости, а потому, что — как говорят комментаторы — внезапно была поражена проказой (согласно другому мнению, у нее вырос хвост). Мидраш рассказывает о том, что отказ был сформулирован в оскорбительной форме: Вашти высокомерно назвала Ахашвероша «конюхом», недостойным внучки вавилонского императора. Кроме того, знатные женщины, приглашенные на пир, поддержали Вашти, и Ахашверош счел, что ее отказ «продемонстрировать свою красоту» окажет дурное влияние на всех женщин империи. Царь разгневался и, по совету приближенных, казнил Вашти (Мегилат Эстер 1:21).

А позже, «когда царский гнев утих, он (с любовью и сожалением) вспомнил [красоту] Вашти и содеянное ею, и то, что он постановил по этому поводу. (Ахашверош сокрушался и стенал так громко, что об этом прознали царедворцы)» (Мегилат Эстер 2:1, в скобках —краткий комментарий).

Вашти и Аман: «злодей наказывает злодея» [↑]

Важную роль в принятии Ахашверошем решения о казни Вашти сыграл Аман — советник царя, ненавистник евреев из рода Амалека, который здесь назван именем Мемухан(Мегилат Эстер 1:14-21).

Известно, что гордая Вашти презирала выскочку Амана, несмотря на их одинаковое отношение к евреям. Его жену она демонстративно не пригласила на пир. Видимо, это и побудило Амана советовать царю казнить царицу. Так в очередной раз сработал принцип «злодей наказывает злодея».

История Вашти в контексте событий Пурима [↑]

Пурим — праздник чудесного избавления евреев от руки Амана, стремившегося уничтожить весь еврейский народ. Замысел Амана был наказанием для евреев, забывших о том, что Храм разрушен, и пришедших на пир Ахашвероша. Это был мрачный период, когда евреи перестали ощущать связь с Всевышним — период «эстер паним» (сокрытия Лика Всевышнего). Как известно, в Мегилат Эстер имя Б-га ни разу не упоминается…

И, тем не менее, во всех событиях, описанных в Книге Эстер, явно чувствуется Рука Всевышнего. Неожиданное падение Вашти приводит к тому, что царицей становится Эстер. В то же самое время, когда над евреями сгущаются тучи (всё большую силу обретает Аман), зреет и спасение. Евреи раскаиваются, и это дает возможность праведникам Мордехаю и Эстер одержать верх над Аманом.

Праздник Пурим (от слова «пур» — на иврите «жребий») помогает нам почувствовать, что исторические события происходят не по воле людей, каким бы могуществом те ни обладали. Руководство Всевышнего проявляется во всей человеческой истории, даже в периоды наибольшего «сокрытия Лика».

Выводить материалы