Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда ты молишься, знай, перед Кем ты молишься»Вавилонский Талмуд, Брахот 28 б

Что появилось раньше Письменная или Устная Тора?

Темы: Устная Тора, Значение слов в Торе, Письменная Тора, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Что появилось раньше, Устная или Письменная Тора? Если Письменная, тогда где в ней подтверждение о существовании Устной Торы? Евгений

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Евгений!

Если бы Письменная Тора появилась, как Вы выражаетесь, раньше, то логично было бы не найти в ней намеков на Устную. Но они обе были получены Моше-рабейну на Синае одновременно[1]. И, разумеется, читая Письменную Тору, невозможно представить себе, что не было никаких дополнительных устных разъяснений. Рассмотрим, например, такие моменты.

— Сказано о заповеди тфиллин: «И будет тебе знаком на твоей руке, и повязкой между глазами твоими» (Шемот 12:9). Заповедь, которую должен выполнять каждый еврейский мужчина ежедневно, обозначена одной этой фразой, из которой невозможно понять абсолютно ничего! Какой именно текст писать в тфиллин, как делать коробочки (и делать ли, может, писать прямо на руке и на лбу, или же между глаз — так места нет), и так далее. Очевидно, что Б-г, давая такую заповедь, разъяснил Моше подробно, как ее выполнять.

— Написано: «И зарежешь, как Я повелел тебе…» (Дварим 12:21). Рав И. Зильбер, благословенна память праведника, на уроке всегда предлагал большой денежный приз тому, кто найдет в Письменной Торе правила шхиты. А ведь Всевышний прямым текстом говорит, что Он дал эти правила! Где же они, если не в Торе Устной?

— Тора предписывает смертную казнь за нарушение Субботы, за сожительство с чужой женой и за некоторые другие нарушения. Где хоть слово в ней, кроме запрета разжигать огонь, о том, что называется «работой» в Субботу, а что — нет? Неужели каждый судья на месте будет решать это по своему усмотрению? И отнимать жизнь у нарушителя? А как предупреждать человека? Ведь наказывают преступника, только если два свидетеля, предостерегая его от нарушения, разъяснили ему, что именно он нарушает и какое за это полагается наказание. Как делать кидушин, чтобы женщина считалась замужней? Вопросов — тьма, и ни на один из них мы не найдем ответа в Письменной Торе. Но если в ней содержатся недвусмысленные предписания, как наказывать нарушителей, обязаны существовать четкие и подробные правила, за нарушение которых Тора наказывает! Вывод напрашивается снова тот же — эти правила даны устно.

— Известное «не вари козленка в молоке матери его», кстати, совершенно не обязательно переводить именно так. Ведь если бы не Устная традиция огласовок текста, то мы бы могли подумать, что написано «не вари козленка в… жире матери его». Молоко — халав, жир — хелев, на письме эти слова идентичны. И даже логичнее было бы прочесть текст именно так, ведь жир (не весь, а именно называемый словом хелев[2]) уже запрещен в пищу Торой в другом месте.

— Продолжать можно бесконечно, так как на самом деле ни одна заповедь не описана Письменной Торой настолько ясно, чтобы можно было обойтись без Устной.

Одним из доказательств сказанного может служить и тот факт, что все секты, отрицавшие Устную Тору, вынуждены были создать свои варианты устных дополнений к Письменной Торе, так как без них они не смогли бы объяснить, почему исполняют заповеди именно так, а не иначе.

Справедливости ради следует заметить, что Устная Тора состоит не только из объяснений к положениям Письменной, но и из многочисленных постановлений Мудрецов[3]. Иногда в Торе видны намеки и на эти постановления, так как мудрецы делали их, исходя из внутренней логики самой Торы.

С уважением, Овадья Климовский


[1] Если быть точнее, то первой в мире появилась именно Устная Тора, а еще точнее — она предшествовала Творению, и именно в соответствии с ней Всевышний создавал мир. На Синае тоже была сначала получена Устная Тора, а Письменную Б-г диктовал Моше вплоть до конца его жизни.

[2] Разрешенный в пищу животный жир называется шуман, отличить его от хелева по внешнему виду и даже на вкус трудно, надо просто знать, из какой части туши взят жир.

[3] Кроме того, из агадот и других материалов, не относящихся к нашей теме.

Читайте: Талмуд — Устная Тора

Материалы по теме


Знаменитая ешива Мир, которая занимает сегодня почти целый квартал в Иерусалиме, считается одной из самых больших ешив в мире. А основана она была в маленьком местечке под названием Мир (на территории Беларуси) в XIX веке, и уже через несколько лет стала одной из самых крупных и сильных ешив по изучению Торы Читать дальше

Ешива «Мир»

Рав Х. Канн

Русское слово "мир" стало названием самой крупной ешивы в мире

Спасение Торы из огня Катастрофы

Ехезкель Ляйтнер

Недельная глава Ваелех

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ваелех»

Раби Элияу-Давид Рабинович-Теомим

Неизвестный автор

Раби Элияу-Давид бар Биньямин Рабинович-Теомим (5603—5665 /1843—1905/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава ашкеназской общины Йерушалаима. Родился в литовском крае. Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего общину г. Вилкомира. В 5634 /1874/ году р. Элияу-Давид стал раввином г. Поневежа (Паневежиса). В этот период его зятем и ближайшим учеником стал юный р. Авраам-Ицхак Кук, впоследствии занявший пост главного раввина Земли Израиля. В 5653 /1893/ году р. Элияу-Давид возглавил крупную общину города Мира, в котором располагалась одна из самых знаменитых ешив литовского края. В 5659 /1899/ году он был приглашен на пост главного раввина ашкеназской общины Йерушалаима и в месяце адар 5661 /1901/ года прибыл в Землю Израиля. Он был первым официальным раввином ашкеназской общины — ведь и р. Шмуэль Салант, и р. Меир Ойербах, возглавлявшие общину до его приезда, считались главами раввинского суда, но не «главными раввинами» (Везэ шаар ашамаим с.422). Одновременно р. Элияу-Давид принял руководство ешивой Эц хаим, в которой занимались полторы сотни учеников (еще семьсот мальчиков учились в талмуд-торе — начальной школе, существующей при ешиве). На свои собственные средства р. Элияу-Давид провел вокруг Йерушалаима субботнее ограждение — эрув, включающий в себя и районы, построенные вне стен Старого города. Он впервые установил централизованный надзор за отделением трумы и десятины от урожая (там же). В 5664 /1904/ году в Землю Израиля прибыл его ученик р. Авраам-Ицхак Кук и по его рекомендации стал раввином г. Яффы. Р. Элияу-Давид Рабинович-Теомим умер после краткой болезни третьего адара 5665 /1905/ года, лишь четыре года пробыв во главе общины святого города

Спасение Торы. Ешива Мир

GoodFilms

Рав Арье Финкель

Реувен Цукерман

Руководитель ешивы Мир в Брахвельде, во время приема учеников ешивы Толдот Йешурун.

От Синая до наших дней. Литовские Ешивы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Cказать о Виленском Гаоне, что он был вундеркиндом и всех поражал талантами и способностями, значит ничего не сказать

Раби Йерухам Алеви Лейвович из Мира

Неизвестный автор

Раби Йерухам Лейвович (1875-1936гг.) – знаменитый машгиах ешивы Мир. Развивая идеи своих наставников, создал цельную и всеобъемлющую этическую систему, основанную на глубоком изучении Торы. «И праведник грешит, и нечестивец соблюдает заповеди. Подлинная разница между ними заключается в том, что праведник до последних сил противостоит своим вож- делениям, в то время как нечестивец без сопротивления устремляется вслед за ними» (из книги Еврейские мудрецы)