Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Истина в том, что главное — не учение, а действие, поскольку Тора и человек — одно целое: Тора должна привести человека к тому, чтобы все его действия, все поступки, всё поведение проверялось по ней, не отклоняясь от нее ни вправо, ни влево.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма

Раби Акива бен Йосеф (3775—10 тишрей 3896 /15—135 гг./) — один из величайших мудрецов Израиля всех времен.

Его отец Йосеф, праведный гер, происходил из потомков ханаанского полководца Сисры, воевавшего против Израиля во времена пророчицы Дворы (Рав Нисим Гаон, Брахот 27б; Рамбам).

В книгах кабалы указывается, что р. Акива был воплощением души праотца Яакова — и как Яаков пас стада своего будущего тестя Лавана, так и р. Акива пас стада своего будущего тестя Калба Савуа (Седер адорот).

До 40 лет он служил у богача Калба Савуа и не только не изучал Тору, но и не умел читать (Авот дэраби Натан 6:2). В то время он даже ненавидел знатоков Торы (ИТ, Назир 7:1). Но когда Акива полюбил Рахель, дочь своего хозяина, та поставила условие: они смогут пожениться только в том случае, если он сам станет учить Тору (Ктубот 62б).

Он начал с изучения алфавита. В Авот дэраби Натан (6:2) рассказывается, что Акива обратил внимание на сквозное отверстие, пробитое в скале водой, ниспадающей по капле с обрыва, — и он сделал вывод: можно изменить судьбу упорным, каждодневным трудом.

24 года он не прерывал учебы ни на один день. Его наставниками были верховный судья р. Йеошуа бен Хананья (см.), р. Элиэзер бен Орканос (см.) и Нахум Иш Гамзу (см.). Сокровенные части Торы он изучал также у р. Нехуньи бен Аканы (см.). Смиху (посвящение в раввины) р. Акива получил от р. Йеошуа бен Хананьи (ИТ, Санхедрин 1; Седер адорот).

Когда период ученичества завершился, р. Акива основал в Бней-Браке собственную ешиву (Санхедрин 32б). У него занималось 300 учеников (Танхума, Хаей Сара), а всего он подготовил 24 тысячи учеников (Ктубот 63а).

В Талмуде говорится, что еще при жизни р. Акивы его имя «стало известно от одного конца мира до другого» (Йевамот 16а) — по всей стремительно растущей еврейской диаспоре, от Индии до Египта и от Рима до Эфиопии. Его авторитет был настолько велик, что в случае различной трактовки закона, окончательное решение как правило определялось в соответствии с его мнением (Эрувин 46б).

Мидраш указывает, что р. Акива постиг тайны Торы, которые не были открыты даже Моше (Бемидбар раба 19). Он воспринимал самую сокровенную информацию, закодированную в изображении «корон», венчающих буквы Торы (Менахот 29б).

В Талмуде повествуется, что он был одним из четырех мудрецов, которые при жизни «вошли в Пардес» — в духовный мир, открывающийся лишь умершим праведникам. И только р. Акива сумел «выйти с миром», т.е. остаться в живых и сохранить рассудок (Хагига 14б).

В трактате Авот приведено его изречение, отражающее исключительно сложную корреляцию между Б-жественным Провидением и полной свободой выбора, предоставленной человеку. «Все предопределено, — учил р. Акива, — но дано право выбора… Все дается под залог, и на всех живых уже наброшена сеть; лавка открыта, и Хозяин отпускает в долг; долговая книга открыта, и рука пишет; и всякий, кто желает взять взаймы, приходит и берет. Но изо дня в день сборщики обходят каждого человека и взимают с него долги — как с ведома человека, так и без его ведома …» (Авот 3:15—16). Комментаторы поясняют смысл аллегории: «лавка» — это мир со всеми его соблазнами и возможностями (Раши), «сборщики долгов» — наказания за нечестивые дела (Рамбам), «сеть» — смерть, от которой не сумеет скрыться ни один из живущих (Раши).

Раби Акива также говорил (Авот3:13): «Традиция — ограда Торы» (т.е. устная традиция ограждает от неверного понимания письменной Торы — Раши).

В конце жизни, после того, как все его прежние ученики погибли во время эпидемии, р. Акива приблизил к себе нескольких молодых мудрецов, ставших впоследствии лидерами своего поколения. Среди них были р. Меир (см.), р. Нехемья (см.), р. Йеуда бен Илай (см.) и р. Шимон бар Йохай (см.).

На основе устной традиции, переданной через этих учеников р. Акивы, впоследствии были записаны Мишна, Тосефта (сборник законов, не включенных в Мишну, который был составлен учениками Раби Йеуды Анаси) и алахические мидраши на Тору. В талмудическом трактате Санхедрин(86а) разъясняется: «Мишна основывается на мнении р. Меира, Тосефта — на мнении р. Нехемьи, мидраш Сифра — на мнении р. Йеуды, мидраш Сифри — на мнении р. Шимона, но все они опирались на то, чему научились у р. Акивы».

Когда началось восстание против римлян, возглавляемое Бар Кохбой, р. Акива провозгласил, что Бар Кохба достоин того, чтобы стать машиахом — еврейским царем, который восстановит Храм и вновь соберет всех изгнанников на Земле Израиля (ИТ, Таанит 4:5). Но в 3895 (135) году, после трех лет ожесточенной борьбы, римские легионы захватили крепость Бейтар — Бар Кохба пал в этой битве, около полумиллиона евреев были убиты в бою или казнены.

Осознав, что самоотверженность евреев опирается на их веру, римский император Адриан издал декрет, запрещающий под страхом смерти изучение Торы и соблюдение ее заповедей. Тем не менее, р. Акива по-прежнему «собирал множество людей, сидел и изучал с ними Тору» (Брахот 61б).

Вскоре после падения Бейтара р. Акива был заключен в тюрьму, а 10 тишрей, в Йом кипур, римляне подвергли его мучительной казни.

В Талмуде рассказывается, что он умер, произнося слова Торы: «Слушай, Израиль! Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь — един!», — «и вышла его душа на слове “един”» (Брахот там же).

Талмуд свидетельствует, что в день его гибели родился р. Йеуда Анаси (см.), глава мудрецов следующего поколения и кодификатор Мишны (Кидушин72б; Седер адорот).

Могила р. Акивы находится возле Тверии.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


В Торе есть примеры должного отношения человека к природе. Наши мудрецы неоднократно говорили об обязанности бережного отношения ко всему окружающему нас миру — как к людям, так и к животным, и даже к неодушевлённым предметам Читать дальше

Чудеса в природе

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.

Нужен ли Б-г для сотворения мира?

Доктор Джеральд Шредер

Стивен Хокинг и другие ученые считают, что Творец не имеет никакого отношения к сотворению мира. Пытаясь объяснить возникновение Вселенной из ничего, они выдвинули концепцию квантовой вакуумной флуктуации. Их религиозный коллега считает иначе.

Тайная жизнь растений

Рафаэль Бен Лев

Есть ли у растений чувствительность? Многие научные открытия, совершенные в последние десятилетия с использованием новейших технологий и современной аппаратуры, оказывается, были предвосхищены много столетий назад еврейскими мудрецами и записаны в наших святых книгах. Неверующие люди не перестают удивляться и поражаться, но верующий еврей воспринимает эти факты совершенно естественно, понимая, что наша Традиция получена непосредственно от Творца Вселенной, который прекрасно осведомлен о законах своего мироздания

Ключ от дождя

Рав Биньямин Блех

Последствия урагана «Сэнди» обсуждаются в мировых СМИ уже не первый день. Чему этот и другие природные катаклизмы способны научить людей?