Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы.

Моше объясняет, что еврей привлекает к себе благословение исполнением заповеди и подлежит проклятию за грех

Повернувшись к будущему вождю, Иеошуа, Моше наставлял его: "После того, как ты переведешь евреев через Иордан, расположи половину народа на горе Геризим, а остальных — на горе Эйваль. Скоро я открою тебе благословения и проклятия, которые следует произнести там".

После этого Моше дал народу такой совет: "Какую бы сторону повседневной жизни мы ни рассматривали, мы всегда стоим перед выбором: подчиняться Ашему или нет. Знайте, что по сути это выбор между благословением и проклятием, жизнью и смертью.

Свобода выбора есть у каждого человека, но Б-гу не безразлично, каким путем пойдет человек. Б-г как бы умоляет и советует нам: "Тщательно обдумывайте свой выбор: делать ли добро и получить в итоге благословение или поступать порочно, навлекая на себя проклятия, — так выбери жизнь!"

Длинная колонна машин извивалась на трассе, словно змея. Водители, устав от сложной ухабистой дороги, мечтали поскорее выехать на современную автостраду. Но перед самым въездом на шоссе стоял старый фермер, который неистово размахивал шляпой и что есть силы кричал: "Внимание, внимание! Продолжайте движение по старой дороге! В конце скоростной магистрали пробка!"

Некоторые водители отнеслись к его словам скептически: следует ли верить какой-то "деревенщине"? Несколько машин выскочили на шоссе, а остальные решили продолжить путь по старой дороге. Те, кто пренебрег советом старого фермера, заплатили за это большой потерей времени. Дорога действительно была заблокирована, и машинам пришлось ехать в объезд.

Ашем предупреждает "Хотя временами дорога Торы и заповедей может казаться мучительной, она, тем не менее, приведет вас к вашему предназначению (кроме того, кажется, что эта дорога, пока вы не вступите на нее, ухабиста и извилиста, но скоро вы поймете, как она живописна и удобна). Дорога греха поначалу может казаться более гладкой, но в конечном итоге по ней нельзя будет пройти. Поэтому выбирайте благоразумно!"

Комментаторы поясняют, что "все дороги ведут к признанию Ашема". Человек может "пойти прямым путем", то есть по своей воле и при жизни признать Ашема, в противном случае его душа вынуждена будет признать истину, понеся наказание после смерти. Наши мудрецы предупреждают: "Не позволяйте вашему побуждению ко злу убедить себя, что вы найдете убежище в могиле" (Авот 4:29). Для человека лучше провести жизнь, повинуясь Ашему.

Моше начал учить заповедям, касающимся поведения индивидуумов. Сперва он толковал те, что относятся к поклонению идолам.

Купив дом вблизи центральной синагоги и ешивы, где учились дети, семья с нетерпением ожидала переезда. Глава семейства вызвал подрядчика, чтобы составить смету ремонта, так как стены и полы в нескольких комнатах были с дефектами.

"Вы сможете сделать ремонт за несколько недель? — спросил он агента. — Нам бы хотелось переехать побыстрей".

Тщательно осмотрев весь дом, тот ответил: "Уважаемый, без сомнения, я могу все сделать срочно. Но знаете, что произойдет вскоре? Большая часть труб проржавела; без сомнения, они могут потечь в любую минуту. Электрическая проводка обветшала и испортилась, она может вызвать пожар в любую минуту. Крыша находится тоже в аварийном состоянии. Какая польза от новых стен и полов, если за ними все прогнило?

Вначале вам следует избавиться от испорченных труб, проводов и кровли. На это действительно уйдет несколько недель работы, не говоря уже о том, что надо увезти весь этот хлам. И только после этого можно начинать ремонт полов и стен. Обновление фасада не решит проблем этого дома".

Вот так и Моше объяснял евреям: "В Ханаане полно предметов, имеющих отношение к идолопоклонству. Нельзя построить Землю Святости, в центре которой будет стоять Храм, окруженный предметами идолопоклонства.

Уберите все, что имеет отношение к идолам, — алтари, камни, деревья. Разбейте их, сожгите или бросьте в море. Не оставляйте ни малейшего следа идолопоклонства! Даже если какое-то место было названо именем идола, его необходимо переименовать".

Если заповедь разрушать идолов применима к любой стране (где евреи имеют законное право на это), то в Эрец Исраэль обязательства возрастают: евреи должны не только разрушить известных идолов, они обязаны искать и уничтожить также и всех тайных идолов.

Римский наместник Турнус Руфус спросил у рабби Акивы: "Почему ваш Б-г объявил, что Он ненавидит Эсава?" (Малахи 1:3)

— Я дам тебе ответ завтра, — отвечал рабби Акива.

Представ перед наместником на следующий день, рабби Акива заметил: "Прошлой ночью мне был странный сон".

— В чем была его суть? — поинтересовался Турнус Руфус.

— Мне снилось, что я являюсь хозяином двух собак, — рассказал рабби Акива. — Я назвал их Руфус и Руфина.

Лицо правителя покраснело.

— Ты поплатишься жизнью, Акива! — гневно воскликнул он. — Как ты посмел назвать своих собак моим именем и именем моей жены?"

Тогда рабби Акива объяснил: "Между твоими поступками и поведением собаки много общего: ты ешь, и собака ест; ты даешь потомство — и собака тоже; ты умрешь, и собака умрет. Но как только я назвал собаку твоим именем, ты пришел в ярость.

Всемогущий создал Вселенную. Он вечен и всемогущ, а вы, неевреи, называете "богами" образы или деревья! Неужели вы думаете, что Он будет это вечно терпеть? Именно поэтому Он утверждает: "Я ненавижу Эсава".

Тора без устали повторяет, что поклонение идолам — это самое тяжелое из всех прегрешений. Ничего нет хуже, чем использовать свой ум, способный осознать присутствие Создателя, для отрицания единства Б-га и приписывать безграничные возможности ума, который явно побуждает к действию все Сущее, силам, отличным от Него.

Наши мудрецы учили: "Того, кто служит идолам, можно приравнять к тому, кто отрицает Тору". Именно поэтому в Торе так много предостережений против поклонения идолам.

Согласно Рамбаму (Маамар Кццуш Ашем), атеизм является еще более тяжким грехом, нежели идолопоклонство.

Приказав евреям разрушить все, связанное с поклонением идолам, Моше далее объяснил: "И наоборот, вы не можете разрушить ни один предмет, на котором начертано одно из Имен Б-га".

Тора нам запрещает стирать даже одну букву в каком-либо из Имен Б-га. (Вместо этого такие письмена или предметы следует захоронить.)

Эта заповедь внушает нам страх и трепет перед Всемогущим.

Моше предупреждал: "Вы должны разрушать алтари идолов, но не двигайте ни одного камня из жертвенника Ашема!"

Он также предостерегал евреев: "Построив для Б-га главный Храм, вы не сможете приносить жертвы на собственных алтарях (как это было в пустыне перед сооружением Мишкана и как это было разрешено делать в период завоевания и заселения Земли, пока Мишкан пребывал в запустении).

Однако вам не придется каждый раз, когда вы захотите мяса, отправляться в Храм. Б-г разрешает резать скот для еды там, где вы живете, если соблюдаются ограничения Торы.

Проявите характер, отказываясь пить кровь (как вы это делали перед Дарованием Торы). Более того, вы должны убивать животных для пищи в соответствии с детальными указаниями Торы (о чем пойдет речь в следующем параграфе)".

Шхита — заповедь резать животных в соответствии с требованиями Торы

На Синае Ашем учил Моше, что по закону надо убивать животных, перерезая большую часть трахеи и пищевода.

Он сказал Моше: "Если еврей хочет есть мясо кашерного животного или птицы, то он вначале должен зарезать их в соответствии с алахой, которой Я научил тебя на Синае. Однако рыба не требует шхиты. Животное, умерщвленное не по закону, называется невела, и еврей не может есть его.

Кашерная шхита подразумевает исполнение множества алахических требований. Шохет (резник) обязан быть искусным в своем ремесле, Б-гобоязненным человеком и, кроме того, он должен работать без каких-либо производственных норм. Он должен иметь достаточно времени для проверки гладкости лезвия ножа и кашерности животного. Он должен быть спокойным и сдержанным, чтобы приложить необходимое давление к шее животного в ходе каждой шхиты.

Шохет обязан внимательно проверять легкие животного, спайки на которых не всегда легко обнаружить, и поэтому нередко требуется вынести в отношении их алахическое суждение, что может повлиять на кашерность животного.

Если в легких совершенно нет спаек, то животное получает статус меадрин (глат кошер). В среднем, только одно или два животных из каждых 50 является глат кошер. Поэтому заявления мясных магазинов, ресторанов, отелей и т.д., что они обеспечивают глат кошер, являются, как правило, безответственными. Тот, кто хочет употреблять в пищу только глат кошер, может есть мясо, лишь удостоверившись, что шхита соответствовала всем необходимым нормам кашрута.

Шохет произносит благословение: "Благословен Ты, Ашем, Кто освятил нас Своими заповедями и повелел нам соблюдать шхиту", — перед тем, как зарезать животное.

Какое значение для Ашема имеет, в каком месте перерезать шею животного? Разве Он получает выгоду от того, что мы соблюдаем заповедь шхиты.

Конечно же, нет; эта заповедь, как и все заповеди, была дана, чтобы очистить и возвысить нас. Поэтому царь Шломо объявил: "Если ты поумнел, то поумнел для себя" (Мишлей9:\Т).

Этот Мидраш можно понять двумя способами: 1. Б-г ввел заповеди ради того, чтобы испытать нас. Он желает посмотреть, будем ли мы соблюдать их, независимо от сопряженных с этим трудностей. Если мы будем исполнять волю Б-га, то получим за это награду. 2. Само по себе соблюдение заповедей несет выгоду: оно возвышает нас в духовном отношении.

Моше делает еще одно предостережение против поклонения идолам

Моше предостерегал евреев: "Народы, что жили в Ханаане, изгоняются оттуда из-за своих греховных привычек. Никогда не подражайте их служению и не ходите их путями.

Никогда не интересуйтесь их обычаями, думая: "И я буду поступать подобным образом во славу Б-га".

Эти народы совершают все виды мерзостей во имя своих богов, а это именно то, что ненавидит Всемогущий; они даже заживо сжигают в огне своих сынов и дочерей".

Язычники приносили в жертву и своих родителей.

Тора заявляет, что, кроме зла, присущего поклонению идолам, Б-г ненавидит порочные обряды идолопоклонников. Поэтому еврей должен стараться держаться подальше от всех действий идолопоклонников.

Мы не можем ни добавлять, ни убавлять от заповедей

Моше наставлял евреев: "Исполняйте все заповеди Б-га только так, как это написано в Торе. Ничего к ним не прибавляйте и ничего от них не отнимайте".

Таким образом, ради исполнения заповеди мы не можем оставаться в сукке или возносить лулав на следующий день после праздника Суккот. Мы также не можем ничего добавлять к заповеди, например, взять пять видов растений в Суккот вместо предписываемых четырех, или добавить пятый отрывок в наши тфилин к имеющимся четырем. Благословляя еврейский народ, коэн не может добавлять какие-либо слова к предписанному тексту.

Тора Ашема не имеет изъянов. Абсолютно безупречное творение (например, произведение искусства) будет испорчено не только изъятием, но и добавлением любой детали.

Именно поэтому Тора особо подчеркивает, что ни одной из деталей алахи не следует пренебрегать и что нежелательны и добавления, ибо каждая заповедь сама по себе совершенна.

Моше предупреждает, что надо игнорировать всех ложных пророков

Моше предупреждал евреев: "Если какой-нибудь "пророк" — не важно еврей он или нет, — поднимется среди вас и скажет, что другой бог, а не Ашем, наделил его пророческим посланием, или даже заявит, что Сам Ашем приказал навсегда отказаться от какой-либо заповеди Торы, знайте, что это обманщик!

Не верьте ему, даже если он и предсказывает будущее! Считайте, что его слова — ложь, даже если он совершает чудеса на небесах и на земле. Оставайтесь непреклонными, даже если он остановит солнце на небе!

Откажитесь от спора с ним и не интересуйтесь деталями его "миссии". Но приговорите его к смерти как ложного пророка.

А если вы спросите: "Почему Б-г разрешает ему совершать чудеса?", то ответом вам будет: "Б-г проверяет вашу преданность Ему. Если вы приблизитесь к Нему и не дадите сбить себя с пути, то Небесные Обвинители будут хранить молчание. Б-г отвергнет их наветы тем, что покажет непреклонность еврейского народа. Тогда Он воистину сможет гордиться вами, ибо исполнится стих: "Ты, Мой слуга, Израиль, тобою буду величаться" (Иешаяу 49:3). Основная часть еврейского народа выдержала это испытание с честью. Евреи мужественно переносили страдания и преследования, спровоцированные "пророками" христианства и ислама.

Ознаим ЛаТора рассказывает об инциденте с христианскими священниками царской России, которые пытались обратить евреев в свою веру. Они цитировали длинный перечень знаков и чудес, совершенных, по их утверждению, назареянином. Один из еврейских мудрецов отвечал: "Разве это учение не основано на Торе Моше? Наша Тора недвусмысленно и ясно запрещает нам отменять заповеди Торы по повелению пророка, совершающего чудеса. В ней сказано: "Не слушайте его, ибо Б-г тем самым проверяет вас" (Дварим 12:3-4). Тогда какой же смысл в его чудесах?"

Монархи и церковные иерархи заставляли наших великих мудрецов объяснять, почему евреи решительно отказываются принимать догматы церкви. В знаменитом публичном споре в Барселоне в середине XIII века Рамбан показал, что простая логика не позволяет принять основополагающие догматы христианской веры.

Насколько же трагично тогда существование современного движения "Евреи за Иисуса", приверженцы которого или абсолютно невежественны, или дезинформированы относительно наших традиций. Они не знают, что все классические аргументы проповедников давным-давно разоблачены нашими мудрецами как противоречащие истинному смыслу Писания или элементарной логике.

Есть только один способ ответить на эти и подобные проблемы, которым противостоит еврейство: постигнуть первоисточник и атаковать широко распространенное невежество в области нашего духовного наследия.

Откуда берется такая уверенность, что любой пророк, противоречащий Торе Моше, является ложным пророком?

Наши праотцы восприняли истинность пророчества Моше, так как сами были свидетелями Откровения на Синае. Таким образом, наша традиция основана на показаниях более чем 600 000 надежных свидетелей, которые пророчески испытали обращение к ним Б-га с двумя из Десяти Речений и слышали, как Б-г обращался к Моше. Все последующие "знаки", "чудеса" и "откровения" принимаются лишь в том случае, если верить в них нас учит Тора. (Знаки-чудеса открыты для скептицизма, а Откровение Б-га целому народу не оставляет места для сомнений.) Следовательно, лишь те пророки заслуживают доверия, чьи пророчества не противоречат законам Б-га.

Пророка, призывающего нас постоянно отказываться от одной из заповедей, Бейт дин приговаривает к смерти. [Однако тому, кто на время приостанавливает действие заповеди, следует подчиниться; конечно же, если он является истинным пророком.]

Например, пророк Элияу был наделен правом (в качестве временной и экстренной меры) возвести жертвенник за пределами Храма, дабы доказать ложность требований пророков Баала (Рамбам, Основы Торы гл. 9).

Хананья бен Азур был пророком во времена Ирмеяу. Затем дух святости покинул его, и он стал придумывать собственные пророчества, выдавая их за Б-жественные.

Перед разрушением Храма Б-г приказал Ирмеяу пророчествовать, что евреи в течение 70 лет будут находиться под властью вавилонского царя Нэвухаднэцара. По слову Ашема Ирмеяу надел на шею деревянную оглоблю в знак того, что Всемогущий подчинил этому царю множество народов.

Ложный пророк Хананья бен Азур публично возражал Ирмеяу. Он разбил оглоблю, охватывавшую шею Ирмеяу, и заявил: "Так говорит Ашем: Через два года Я разобью иго Нэвухаднэцара. Он вернет назад все священные сосуды Храма".

Ирмеяу говорил Хананье: "Амен, может и будет так, как ты пророчествуешь.

Позже Ирмеяу был наказан за то, что произнес амен в ответ на слова Хананьи. Ему следовало тотчас же возразить и уличить лжеца. Согласие со словами Хананьи, хотя и выраженное в форме просьбы, было неискренним, ибо в сердце своем он знал, что они не сбудутся. Поэтому Ирмеяу был наказан за "лесть нечестивцу" (Cora 416).

Но Ашем не посылал тебя, ибо я предсказал, что Нэвухаднэцар изгонит и тех, кто остается в Эрец Исраэль". Он бросил вызов Хананье: "Если твоя миссия воистину Б-жественного происхождения, дай знак. А потом посмотрим, исполнится он или нет!"

Хананья отвечал: "Коли так, то сам первым дай знак, дабы подтвердить свое пророчество!"

Ирмеяу объяснял: "Те знаки, что будут исходить от меня, не обязательно исполнятся, ибо я предвижу несчастья, но Б-г может избавить от них, если люди раскаются. Ты же предсказываешь добрые события, следовательно, ты должен доказать истинность своего пророчества!" (Б-г всегда исполняет благоприятное пророчество, даже если впоследствии люди согрешат. Недоброе пророчество Он может отменить, если народ раскается.)

Но Хананья настаивал на том, чтобы первым доказал свою правоту именно Ирмеяу. Тогда тот ответил: "Я докажу, что меня действительно послал Б-г: ты умрешь до конца этого года, ибо ложно пророчествовал Именем Всемогущего".

Хананья умер в последний день года, в канун Рош ашана. Но перед смертью он приказал сыновьям: "Похороните меня после Рош ашана". Он надеялся обмануть народ, заставив его поверить в ложность пророчеств Ирмеяу.

Разоблачать еврея, который подстрекает других поклоняться идолам, и не быть с ним милосердным

Моше предупреждал: "Если какой-нибудь еврей — даже такой близкий родственник, как отец или жена, — предложит вам: "Давай пренебрежем традицией наших праотцев и будем служить одному из нееврейских богов ", то надо твердо отвергнуть это предложение.

Вы не должны, даже из любопытства, интересоваться формами служения, ибо любое идолопоклонство никчемно. Лучше найдите еще одного свидетеля, чтобы грешника мог наказать Бейтдин.

Тора предписывает очень строгие законы в отношении (еврейского) "подстрекателя" или "миссионера", который пытается склонить наш народ к признанию чужих богов.

К нему не относится закон "любить ближнего", но нам заповедано ненавидеть его, ибо сказано: "Ашем, разве ненавидящих Тебя я не возненавижу?" (Теилим 139:2). Его нельзя судить благосклонно, и в этом случае Бейт дин освобождается от обычного обязательства искать оправдания приговоренному к смерти.

Зачем нужны такие строгие законы?

Кажущаяся жестокость может быть истинной жалостью, а показная жалость может быть ложной и, в конце концов, обернется жестокостью.

Обязанность разоблачить грешника и осудить его является актом истинного милосердия как в отношении виновного, так и в отношении общества:

1. В отношении человека, совершившего грех: он прекратит грешить; более того, если он раскается перед смертью, его грех будет искуплен.

2. В отношении общества: этому человеку не дают более следовать путем разрушения; потенциальный вред, который причиняет обществу подстрекатель, отдаляющий евреев от служения Б-гу, невозможно представить.

(Еврея, подстрекающего другого к греху, Тора считает опаснее убийцы. Последний причиняет вред только телу жертвы, а подстрекатель — бессмертной душе. Подстрекатель — это опасный преступник, которому общество позволяет беспрепятственно функционировать.)

Рамбам говорит: "Не потакая нечестивцу и не покрывая его, мы приносим мир еврейскому народу". Если подстрекатель осуждается в соответствии с показаниями свидетелей, бейт дин приговаривает его к побиению камнями (скала). Бросить первый камень в подстрекателя — благое дело для того, кого грешник пытался совратить.

Бейт дин должен разослать по всей Эрец Исраэль письменное сообщение: "Такой-то был приговорен к смерти как подстрекатель", дабы евреи извлекли урок из его смерти.

Законы о подстрекателе учат нас избегать контактов с людьми, которые отвращают других от служения Ашему.

Законы в отношении еврейского города, жители которого стали поклоняться идолам

Моше пояснял: "Как только Великий Санхедрин в Иерусалиме будет оповещен о том, что какие-то жители еврейского города в Эрец Исраэль склоняли общину служить идолам, — судьи обязаны незамедлительно заняться этим делом".

Санхедрин отправляет туда уполномоченных, дабы выяснить истинное положение вещей. Если посланцы удостоверятся, что большинство жителей служило идолам вопреки предупреждениям, Санхедрин призывает весь еврейский народ начать гражданскую войну против города идолопоклонников. Город подвергается осаде до тех пор, пока его жители не сдадутся. Затем Санхедрин назначает несколько малых судов закона, чтобы определить, кто именно из жителей виновен в идолопоклонстве. Судьи опрашивают свидетелей, и всех, кто был предупрежден, но впоследствии уличен в грехе двумя свидетелями, берут под стражу.

После того как различные суды установят, кто действительно поклонялся идолам, Санхедрин производит подсчет, чтобы определить, составляют ли согрешившие большую часть жителей города. Если нет, то согрешивших приговаривают к скиле, невиновных освобождают, и дело закрывают.

Однако, если Санхедрин установит, что в поклонении идолам участвовала большая часть жителей, он объявляет город ир анидахат (город, погрязший в идолопоклонстве) и проводит в жизнь следующие законы:

<> Тех, кто подстрекал своих братьев поклоняться идолам, подвергают скиле — самому страшному виду смертной казни.

<> Всех мужчин, женщин и детей, уличенных в идолопоклонстве, убивают мечом.

<> Все, что принадлежало идолопоклонникам, сжигают, пусть даже эти вещи хранились в другом городе.

<> Тех жителей, кто удержался от поклонения идолам, отпускают, но их имущество сжигают. Они теряют все, что им принадлежало, ибо избрали для себя жизнь в греховном обществе.

<> Городские строения предают огню. (Священные предметы, например, святые книги и рукописи, закапывают в землю, а не сжигают. Животных, которых освятили для жертвоприношения, также не сжигают.)

<> Дома в городе не подлежат восстановлению. Они должны вечно лежать в руинах, напоминая Общине Израиля о судьбе города, который отказался от Ашема.

<> Никому из евреев не разрешено перемещать или брать во владение предметы, предназначенные для сжигания. Эти предметы расцениваются как херем (запрещенные предметы), и никто из евреев не может воспользоваться ими ради получения выгоды.

Судьи Великою Санхедрина могут колебаться, ибо нелегко обречь на уничтожение целый город. Не станут ли родственники убитых их заклятыми врагами? И как посмотрит остальное население Эрец Исраэль на то, что осуждению подверглось так много евреев?

Предвидя эти опасения, Тора добавляет объяснение (как его интерпретируют наши мудрецы):

Ашем обещает: "Я расценю исполнение вами законов об ир анидахат как принесение Мне жертвы всесожжения. И Я перестану гневаться на еврейский народ. Пока в мире живут грешники, до тех пор будет пылать Б-жественный гнев (ибо существование нечестивцев противоречит задаче Творения). Убирая из мира порочных людей, мы приносим ему пользу".

Естественное нежелание судей подвергать наказанию большое число евреев Тора преодолевает тремя обещаниями:

1. Жестокие действия обычно вселяют в душу человека искру жестокости. Но Б-г обещает: "Если вы исполните закон Торы о наказании ир анидахат, то Б-г (наоборот) зажжет в ваших душах искру милосердия".

2. Родственники приговоренных не будут ненавидеть судей. Б-г уверяет: "Я поселю в сердцах их родственников дух мира и дружбы. И они признают справедливость приговора".

3. Чтобы судьи не опасались уменьшения численности населения, Всемогущий гарантирует: "Я увеличу ваше число. Вместо наказанных злодеев Я дам вам праведников".

Моше заключил: "Вам не следует беспокоиться о последствиях разрушения ир анидахат, пока вы делаете то, что праведно в глазах Б-га".

Случалось ли в истории еврейского народа, чтобы какой-нибудь город был провозглашен ир анидахат!

Один из мудрецов учил: (Санхедрин 71): "Никогда не было ир анидахат, и никогда не будет. Город, в котором есть хотя бы одна мезуза или свиток, на котором написано Имя Б-га, никогда не станет ир анидахат, ибо нельзя сжигать эти святые предметы, а по законам ир анидахат их следует сжечь. (Без сомнения, никогда не было и не будет такого еврейского города, в котором вовсе нет Пятикнижия или других святых книг.)"

Однако мы принимаем алахическое мнение рабби Ионатана, который утверждал: "Эти законы применимы и на практике. Все святые тексты, найденные в ир анидахат, должны быть преданы земле, а город сожжен. Действительно, я однажды сидел на опустошенной земле ир анидахат".

Даат софрим предполагает, что рабби Ионатан говорил про начало династии Хашмонеев, когда бейт дин еще мог наказывать нарушителей Торы. Тогда целые кланы евреев поддавались влиянию эллинистической культуры и опускались до поклонения греческим богам.

Гемара (Санхедрин 11 За) упоминает о том, что, завоевав Иерихо, первый город в Эрец Исраэль, Иеошуа обошелся с ним как с ир анидахат.

Если согласиться с тем, что законы ир анидахат не могут быть применены на практике, зачем тогда Ашем включил их в Тору?

Ответ в том, что Он награждает нас за изучение даже теоретических законов Торы.

По мнению рабби Исраэля Салантера, это идеальный пример исполнения заповеди изучения Торы ради нее самой, без какого бы то ни было практического применения. Однако другие толкователи объясняют, что даже в соответствии с этой точкой зрения, из этого вопроса можно извлечь практические уроки (Рабейну Иона).